Алиса – рок-группа

группа алиса«Алиса» – рок-группа из России, основанная в 1983 году Святославом Задерием. Однако известность и популярность коллектив обрёл с приходом Константина Кинчева, с именем которого сегодня и ассоциируется. Является одной из самых востребованных на отечественной рок-сцене, признанная легенда русского рока. Группа ведёт активную гастрольную деятельность, регулярно записывает альбомы, в качестве хедлайнера выступает на известных рок-фестивалях.

История группы «Алиса»

У истоков коллектива стояли Святослав Задерий, гитарист Андрей Шаталин, клавишник Павел Кондратенко и барабанщик Михаил Нефёдов. До «Алисы» все они играли в других коллективах. В частности, Задерий возглавлял ленинградскую группу «Хрустальный Шар», за ударные инструменты в которой отвечал Михаил Нефёдов, а Андрей Шаталин был гитаристом группы «Демокритов Колодец». Кондратенко сотрудничал с обоими коллективами и именно он предложил Задерию объединить усилия и заняться совместным творчеством.

Новообразованную группу назвали «Магия». Вокалистом в неё Задерий пригласил Петра Самойлова, который вскоре не поладил с также пришедшим в команду саксофонистом Борисом Борисовым. Ранее между этими музыкантами произошло недопонимание: Самойлов отказался принять Борисова в группу «Золотое Время», что послужило препятствием и к дальнейшей совместной работе. В итоге Борис становится вокалистом «Магии», которую Задерий переименовывает в «Алису», по сути назвав группу собственной кличкой.

Коллектив без особого успеха выступает на Втором Ленинградском рок-фестивале с программой «Кривозеркалье». По стечению обстоятельств будущий фронтмен коллектива Константин Кинчев оказывается среди зрителей в зале. Позже он расскажет, что наблюдая выступление «Алисы» отметил, что хотел бы играть в этой группе, что вскоре и произошло. В 1984 году Константин записывает в Ленинграде сольный альбом «Нервная Ночь», в работе над которым в качестве бас-гитариста принимает участие Святослав Задерий, который и предлагает Кинчеву в феврале 1985 года стать вокалистом «Алисы», тем самым предопределив судьбу группы.

В «докинчевский» период «Алиса» записывает магнитоальбом «Кривозеркалье», который Задерий выпустит на компакт-дисках и магнитофонных кассетах в 90-х годах. Но в официальную дискографию коллектива эта работа не входит. В 1998 году под маркой группы также выйдет диск «Поколение Икс», основой для которого послужат записи 1986 года, сделанные Задерием в момент распада коллектива после выпуска альбома «Энергия». Эта пластинка сегодня также не признаётся группой как официальная.

«Алиса» с Константином Кинчевым

С приходом Кинчева развитие группы «Алиса» выходит на качественно новый уровень. Константин становится не только вокалистом, но и автором всего материала. Изначально он не хочет выступать под названием коллектива, предлагая указывать его на афишах следующим образом: «Константин Кинчев и группа “Алиса”». Однако, по правилам Ленинградского рок-клуба, в котором состояла команда, иногородние музыканты в него не принимались, а Кинчев был прописан в Москве. Это создало препятствие для переименования коллектива и Константин согласился принять существующее положение дел.

Первые концерты группы «Алиса» с Константином Кинчевым состоялись в марте 1985 года. Выступления произвели фурор среди публики. Со сцены впервые прозвучали хиты «Экспериментатор» и «Мы вместе», ставшая впоследствии гимном молодёжи. Свой успех коллектив закрепил выступлением на Третьем фестивале рок-клуба, за которым из зала наблюдает Пётр Сергеевич Самойлов.

Весной 1985 года из группы вынужден уйти Андрей Шаталин. По окончании университета он был отправлен на трудовую деятельность в Ригу, где, впрочем, пробыл не так уж долго. Вместо него в коллектив приглашают Петра Самойлова. В качестве гитариста он работает над большей частью песен из альбома «Энергия», к записи которого музыканты приступили в конце лета 1985 года в студии Андрея Тропилло. Протекцию на запись коллективу дал Борис Гребенщиков.

К окончанию записи дебютного альбома отношения между участниками группы ухудшаются. Задерий понимает, что утратил позицию лидера и восстановить её уже невозможно. «Алиса» то распадается, то снова собирается, однако никто не может понять, существует команда, или же на ней можно поставить крест. В 1986 году Святослав принимает решение уйти из группы, позже объяснив свой поступок тем, что не смог принять коммерциализацию творчества, под которой подразумевал участие Кинчева в художественном фильме «Взломщик».

К 1987 году складывается костяк коллектива, в который входят Михаил Нефёдов, Павел Кондратенко, Андрей Шаталин, Пётр Самойлов и Константин Кинчев. Группа активно гастролирует, принимает участие в фестивалях и в таком составе записывает альбом «Блокада». Но осенью 1987 года разгорается скандал, спровоцированный органами охраны правопорядка, последствия которого создают препятствия для продолжения концертной деятельности, а на Константина Кинчева заводят несколько уголовных дел, основным из которых является обвинение в злостном хулиганстве.

Находясь под подпиской о невыезде, фронтмен «Алисы» всё же не отказывается от творческой деятельности. Коллектив даёт ряд подпольных концертов в акустическом составе, а также на передвижной студии фирмы «Мелодия» записывает альбом «Шестой Лесничий» и часть материала для неномерной записи, получившей известность под названием «206. часть 2». Оригинал этой фонограммы теряется сразу после записи и обнаруживается лишь в начале 90-х годов.

Во время работы над «Шестым Лесничим» в коллективе происходят очередные изменения. В 1988 году Андрей Шаталин ругается с Кинчевым из-за излишней требовательности последнего. Константин требовал от гитариста придумать соло к песне «Аэробика», которое последнему давалось с трудом. Возник конфликт, из-за которого музыкант ушёл из коллектива, а на его место по протекции Юрия Наумова приходит Игорь Чумычкин, гитара которого стала определяющей в звучании команды на протяжении нескольких лет. Вместе с Шаталиным о своём уходе объявляет и Павел Кондратенко. Однако в апреле Андрей возвращается в «Алису», а место Кондратенко занимает Андрей Королёв.

«Алиса» в 90-е годы

Осенью 1990 года группа «Алиса» представляет в Москве новую концертную программу «Шабаш», которая легла в основу одноимённого двойного альбома. Коллектив находится на пике известности и считается одним из лучших в России и на всём постсоветском пространстве. Новую пластинку музыканты выпускают за собственные деньги и распространяют её, в основном, на концертах. Осенью 1991 года по инициативе Кинчева создаётся фан-клуб «Армия Алиса», а к концу года с Сергеем Степановым заключается договорённость об издании газеты «Шабаш». Кроме того, в 1992 году на радио SNC выходит передача «Армия Алиса», ведущими которой поочерёдно становятся все музыканты группы.

В 1993 году «Алиса» выпускает альбом «Для тех, кто свалился с Луны». Московская презентация пластинки снимается на видео и позже выходит на видеокассетах. Группа выступает в ряде городов России, посещает Таллин, Кишинёв и Алма-Ату и заканчивает мини-тур тремя выступлениями в Уфе. 2 апреля команда играет последний концерт в составе, называемом поклонниками золотым. 12 апреля Игорь Чумычкин кончает жизнь самоубийством, а спустя несколько дней из группы уходит Андрей Королёв.

Практически весь 1993 год музыканты не играют концертов, оправляясь от шока. В течение нескольких следующих лет «Алиса» существует в формате квартета. Некоторое время с командой в качестве второго гитариста выступает Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла»), но сотрудничество не заладилось из-за сложного характера и безответственности музыканта. На некоторых концертах гитаристом становится техник коллектива Денис Канов, он же снимается в клипе «Паскуда» и принимает участие в записи альбома «Чёрная Метка», который выходит в 1995 году.

В первой половине 1996 года музыканты выступают с акустической программой, основанной на песнях из альбома «Jazz». Иногда с группой играет на клавишах и баяне Рушан Аюпов из «Неприкасаемых», в качестве сессионщика принимавший участие в записи нескольких пластинок «Алисы». Осенью коллектив отправляется в тур «Рок-н-ролл – это не работа» и открывает первый официальный сайт.

В начале 1997 года в группе снова появляется второй гитарист. Им становится Александр «Панама» Пономарёв, ранее игравший в группе «Восточный Синдром». В обновлённом составе коллектив записывает альбом «Дурень», который выходит в конце октября того же года. Вскоре после этого из коллектива уходит Пономарёв, на место которого Константин приглашает Евгения Лёвина, игравшего на тот момент в группы «НЭП» и работавшего звукорежиссёром на студии «Добролет». Там и произошло знакомство музыкантов во время работы над совместной пластинкой Кинчева и Рикошета «Геополитика».

В 1999 году группа с размахом отмечает 15-летие. Музыканты отправляются в тур «15 лет чёрно-красных чудес», причём в некоторых городах выступают вместе с группами «Бекхан» и «Агата Кристи». Параллельно с этим на собственной студии коллектив работает над новым студийным альбомом «Солнцеворот», релиз которого состоялся в феврале 2000 года.

Группа «Алиса» в 2000-е годы

В начале нулевых годов Константин Кинчев принимает решение вернуться к формату группы начала 90-х годов. Два гитариста к тому времени в коллективе уже играют, остаётся найти клавишника. Весной в команду приглашают Дмитрия «Ослика» Парфёнова, в качестве сессионного музыканта принимавшего участие в записи нескольких песен альбома «Солнцеворот» – «Звезда свиней», «Повелитель блох» и «Радости печаль».

Изменения в составе позволили вернуть в концертные сет-листы песни, которые не звучали в течение нескольких лет. Так, например, в 2000 году снова появилась возможность услышать композиции «Ко мне», «Воздух», «Шабаш», «Стерх» и многие другие. В звучании коллектива стало появляться всё больше электроники. В 2001 году группа выпустит альбом «Танцевать», состоящий из старых, ранее не опубликованных песен и вплотную приступить к работе над пластинкой «Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь», с которой начнётся новый виток развития «Алисы».

Смена состава – начало новой «Алисы»

В ноябре 2003 года о своём решении покинуть группу объявляют гитарист Андрей Шаталин и барабанщик Михаил Нефёдов. Это известие огорчает поклонников коллектива, считавшегося нерушимым. Позже Константин расскажет в интервью, что предпосылки к распаду были давно, поскольку не все музыканты были готовы играть созвучно времени. Кроме того, отношения внутри коллектива оставляли желать лучшего. В декабре группа приступает к репетициям с гитаристом Игорем Романовым и барабанщиком Андреем Вдовиченко. Спустя годы Кинчев назовёт этот состав золотым.

После обновления состава в группе установилась стабильность. Звучание коллектива стало современным и заметно утяжелилось. Благодаря сотрудничеству с немецкими саундпродюсерами отлично зазвучали и новые альбомы «Алисы», которые стали выходить практически ежегодно. Один за другим вышли диски «Изгой», «Стать Севера» и «Пульс Хранителя Дверей Лабиринта», после чего музыканты взяли тайм-аут и записали трибьют «Выход Дракона» памяти лидера «Объекта Насмешек» Александра «Рикошета» Аксёнова.

В период с 2010 по 2014 год группа «Алиса» выпустила альбомы «Ъ», «20.12», «Саботаж» и «Цирк».

Празднование 35-летия и новый гитарист

В 2018 году группа «Алиса» отпраздновала своё 35-летие. Начиная с февраля коллектив находится в концертном туре, маршрут которого включает десятки городов России. Эти гастроли стали первыми масштабными после перенесенного Константином Кинчевым инфаркта, случившегося в апреле 2016 года.

20 марта 2018 года на официальных каналах группа появилась информация об уходе из коллектива гитариста Игоря Романова без указания причин. На его место приглашен молодой и дерзкий гитарист-виртуоз Павел Зелицкий. В группе он появился с подачи клавишника Дмитрия «Ослика» Парфенова. Первое выступление команды с новым гитаристом – 11 апреля в Челябинске.

14 октября 2019 года группа «Алиса» снова пережила изменения состава. На этот раз из коллектива ушел Евгений Лёвин. Его место Александр Пьянков, на протяжении последних четырнадцати лет работавший в команде гитарным техником.

Комментарий группы по поводу ухода Евгения Левина:

Это решение далось нелегко, но! Если человек не живет жизнью группы, о есть просто выполняет функцию, он автоматически сам себя отстраняет и от музыки и от других музыкантов.

Состав группы «Алиса»

  • Константин Кинчев – вокал
  • Павел Зелицкий – гитара;
  • Александр Пьянков – гитара;
  • Пётр Самойлов – бас-гитара;
  • Дмитрий «Ослик» Парфёнов – клавишные;
  • Андрей Вдовиченко – барабаны

Бвшие участники

  • Святослав Задерий – вокал, бас-гитара, гитара (1983-1986)
  • Андрей Шаталин – гитара (1983-1985, 1986-1988, 1989-2003)
  • Евгений Лёвин – гитара (1998-2019)
  • Игорь Романов – гитары (2003-2018)
  • Михаил Нефёдов – барабаны (1983-2003)
  • Павел Кондратенко – клавишные (1983-1988)
  • Игорь Чумычкин – гитара (1988-1993)
  • Андрей Королёв – клавишные (1989-1993)
  • Александр Пономарёв – гитара (1997)
  • Борис Борисов – саксофон, вокал (1983-1984)
  • Александр Журавлёв – саксофон (1987-1988)

Дискография

Основной раздел: альбомы «Алисы»

  • Нервная Ночь – 1984
  • Энергия – 1985
  • Блокада – 1987
  • Шестой Лесничий – 1989
  • 206. часть 2 – 1989
  • Шабаш – 1991
  • Для тех, кто свалился с Луны – 1993
  • Чёрная Метка – 1995
  • Jazz – 1996
  • Дурень – 1997
  • Солнцеворот – 2000
  • Танцевать – 2001
  • Сейчас Позднее, Чем Ты Думаешь – 2003
  • Изгой – 2005
  • Стать Севера – 2007
  • Пульс Хранителя Дверей Лабиринта – 2008
  • Ъ – 2010
  • 20.12 – 2011
  • Саботаж – 2012
  • Цирк – 2014
  • Эксцесс – 2016

Документальные фильмы

Фактически о группе «Алиса» снято два полнометражных документальных фильма. Кроме того, в качестве бонуса к DVD «Звезда по имени Рок» прилагается двадцатиминутный ролик с архивными съёмками времён тура «Изгой».

  • Рок-н-ролл – это не работа (1997, реж. Виталий Мухаметзянов)
  • Алиса 30 (2013, режиссёр Олег Флянгольц)

Официальные клипы

Основной раздел: клипы «Алисы»

Кавер-версии в исполнении группы «Алиса»

В список включены только те песни, аранжировки к которым сделаны группой «Алиса». Сольные работы Константина Кинчева в расчёт не брались.

  • Дух (Александр «Рикошет» Аксёнов, трибьют «Выход Дракона»)
  • Ком с горы (Андрей Романов, трибьют)
  • Ямщик (Владимир Высоцкий, трибьют «Странные Скачки»)
  • Старые раны (Михаил «Майк» Науменко, альбом «Стать Севера»)
  • Спокойная ночь (Виктор Цой, только концертная версия)
  • Транквилизатор (Виктор Цой, только концертная версия)
  • Песня без слов (Виктор Цой, только концертная версия)
  • Чёрно-белый цвет (Андрей Макаревич, трибьют «Машине Времени»)
  • Отход на Север (трибьют группе «Наутилус Помпилиус»)
  • Суд (на стихи Алексея Толстого, существует только в акустическом варианте)