Александр Башлачёв. “Лихо”
Так повелось, что Александра Башлачёва вспоминают дважды в год: в день рождения и в годовщину смерти. Даже немногочисленные релизы, которые появляются всё реже и реже, издатели стараются приурочить к этим датам. Впрочем, хорошо, что ещё хоть что-то, связанное с именем Башлачёва, продолжает выходить не в виде файлов, а на компакт-дисках и даже виниле. Но сегодня мне захотелось вспомнить запись, которая уже давно исчезла с прилавков музыкальных магазинов и неизвестно появится ли она на них вновь, или же нет. Я говорю о двойнике «Лихо», записи, сделанной Александром Агеевым в январе 1986 года и впервые изданной на CD в 1994 году.
«Лихо» нельзя назвать альбомом в прямом смысле этого слова. По сути это сборник, сделанная «живьём» запись, зафиксированная на плёнку в бытовых условиях. Да ведь и альбомов-то, как таковых, в дискографии Башлачёва было всего два – «Вечный Пост» и «Третья Столица», при этом последний, как и «Лихо», также можно назвать сборником. Песен раннего периода. Да и песни в него записывались за один присест, в то время как «Вечный Пост», судя по воспоминаниям Вячеслава Егорова, работавшего над записью в студии Александра Липницкого, записывался по всем правилам студийной работы.
«Лихо» заметно отличается от названных выше альбомов, прежде всего, «живостью звука». Более осязаемо, если так можно выразиться, на мой субъективный взгляд, звучит разве что запись последнего концерта, изданного «Отделением Выход» в антологии под номером VII, и запись квартирника у БГ, выпущенного тем же лейблом на DVD. К сожалению, мне не довелось слышать и видеть Башлачёва живьём, но чисто интуитивно кажется, что именно «Лихо» в наиболее полной мере передаёт тот драйв, который исходил от Александра Николаевича.
Если говорить о содержании альбома, то в него вошли практически все значимые песни автора. Для полноты картины не хватает разве что мощнейших произведений «Вечный пост» и «Имя Имён». Да и исполнение практически всех песен, что составили «Лихо», намного чище и убедительнее других сохранившихся вариантов. Недаром же эту запись в 90-х издатели расценивали как студийную, наравне, почему-то, с «Таганским Концертом». Из них же, к слову, были отобраны песни для сборника «Легенды Русского Рока», дублирующего добрую половину «Лиха».
Собственно, в разное время этот альбом неоднократно разбирался на куски и издавался частями под разными названиями. В своё время даже фирма «Мелодия» выпустила её фрагмент на диске-гиганте «Время Колокольчиков». Позже ещё несколько песен составили сборник «Всё Будет Хорошо». Уже в конце 90-х мне довелось видеть оба этих издания, выпущенные на магнитофонных кассетах. Легально или нелегально, уж не знаю. Парадоксально же то, что сегодня самая цитируемая и, как следствие, наиболее известная запись Башлачёва в полной версии в продаже отсутствует. И именно её переиздания ожидают поклонники рок-барда, наряду с концертной записью, известной под названием «В городе Пушкина и рок-н-ролла».
Известно, что в архивах Александра Агеева сохранилась полная версия «Лиха», включая не вошедшие в официальное издание дубли. Например, в каталоге студии «Колокол» этот альбом представлен не на двух, а на трёх дисках. Кроме того, некоторые фрагменты этой записи издавались в составе семитомной антологии, подготовленной «Отделением Выход», которая к сегодняшнему дню тоже стала раритетом. А ведь было бы неплохо выпустить всё это снова, в коллекционном исполнении, с бонус-диском, который и составили бы отбракованные дубли, сопроводив это буклетом с историей записи. В общем, исправив недостатки первого издания, в котором буклет отсутствовал…
Впрочем, учитывая сегодняшнее положение вещей, когда интерес к творчеству Башлачёва не так высок, как можно было бы ожидать, вряд ли кто-то рискнёт издавать его записи. Жаль, но таковы реалии, с которыми ничего не остаётся, кроме как смириться. Впрочем, если «Таганский Концерт» пару лет назад был выпущен на виниле, то почему бы то же самое не сделать и с «Лихом»? Как знать, быть может, ещё дождёмся нормального переиздания?
Издатель: FeeLee, 1994