Пять лет без Александра Непомнящего
Поэт живет до тех пор, пока помнят его стихи. То же самое можно сказать про музыканта – он жив, пока люди поют его песни. Но для того, чтобы эти самые песни были услышаны, очень важно, чтобы те, кто их знает, не хранили их в закромах, как злой Кощей свое злато, а по мере сил и возможностей доносили до тех, кому они адресованы. Это касается тех случаев, когда сам автор уже не может повлиять на судьбу своих творений, т.к. находится далеко отсюда и занимается другими, более важными задачами.
У стихов и песен есть удивительная особенность – они способны существовать вне времени и пространства. Тот, кому адресована написанная сегодня песня, вполне возможно, даже еще не родился. Быть может поэтому у многих талантливых поэтов при жизни так мало почитателей. Не каждый современник сможет, а точнее, захочет понять того, кто лучше чувствует время и на уровне подсознания понимает намного больше, чем простой обыватель. Одним из таких поэтов был Александр Непомнящий.
Нельзя сказать, что его творчество не было востребовано при жизни, но то, что его недооценили – факт. Конечно, та подача материала, которая была свойственна Непомнящему, в конце 90-х – начале 00-х просто не могла привлечь огромные массы народа. Человек с гитарой среди прогрессивной молодежи уже тогда считался атавизмом, а отсутствие группы и современных аранжировок к песням вызывало недоумение большинства. Искренность в песнях давно не ценится да и мало кто сможет ее в наши дни услышать. А именно искренностью и ценны песни Александра.
Про него можно сказать «пел, как жил». И в зависимости от того, как менялось мировоззрение поэта, менялись и его песни. Как правило, поклонники не любят перемен, которые неизбежно происходят в жизни их кумиров. Мало кто умеет искренне сопереживать тому, в чьих песнях ищет ответы на вопросы. Чаще получается как раз наоборот: человек понимает, что перестает слышать то, что хочет и становится самым яростным критиком недавнего объекта обожания. Но это на самом деле не так уж и важно. Поэт истинный на пересуды даже внимания не обратит. У него другое предназначение.
Пожалуй, самым большим упущением Непомнящего является то, что при жизни записанные им альбомы так и не были изданы в нормальном виде. Понятно, что все его творчество с коммерческой точки зрения не представляет никакого интереса и все же пока он был жив, диски с песнями вполне можно было бы реализовывать на концертах. И даже не с той целью, чтобы жить на вырученные средства, а исключительно для того, чтобы спустя годы все это продолжало жить и было доступно как можно большему количеству заинтересованных людей. Разумеется, все сделанные Александром записи можно без труда скачать с торрент-трекеров или с сайта памяти, но вопрос в том, сколько они там пролежат? Нормально изданный физический носитель в этом смысле намного надежнее и долговечнее.
Впрочем, кое-что все же было издано в приемлемом виде. Это мультимедийный диск «Хлеб земной» с мп3-файлами всех песен Непомнящего, фотографиями и некоторыми видеороликами и DVD «Живые концерты», качество которого оставляет желать лучшего. Единственным на сегодняшний день полноценным изданием является CD «Поражение», выпущенный лейблом «Выргород». Но время, похоже, уже упущено. «Поражение» продается хуже, чем предполагалось. Впрочем, удивления это не вызывает – информационной поддержки у релиза, можно сказать, не было и, по всей видимости, многие из тех, кто желал бы поставить упомянутый диск в коллекцию на полку могут элементарно не знать о его существовании. А может, люди думают, что качество материала ничем не отличается от выложенного в интернете для свободного скачивания.
Так или иначе, а практически полное отсутствие интереса музыкальной прессы, в том числе и т.н. «контркультурной», к наследию Непомнящего, конечно, не способствует тому, чтобы песни доходили до слушателей. 20 апреля – очередная годовщина с того дня, как Александр преставился. С момента его смерти минуло пять лет, согласитесь, не такой уж и великий срок, чтобы забыть поэта. Хотя забыть-то его, может, и не забыли, а вот к творчеству интерес явно поубавился. Что, в принципе, объяснимо, Непомнящий не Высоцкий – его имя не на слуху…
Те, кто не знаком с творчеством Александра, могут ознакомиться с ним на официальном сайте, теперь уже мемориальном. Несмотря на то, что признаки жизни на нем проявляются крайне редко, какое-то движение все же есть. Например, в феврале этого года там был выложен отреставрированный альбом «Экстремизм», заново оцифрованный с магнитофонной кассеты.