Кузьма и ВиртУОзы: «Sancta Simplicitas»
В комментарии к переизданному в 2005 году альбому «Посев» Егор Летов, рассказывая о треке Кузьмы «Собака», писал, что не встречал ранее такого «воинственно-радикального подхода к тому, что делаешь» с, мягко говоря, полным равнодушием к восприятию конечного результата слушателем. Но при этом отмечал, что его соратник всё делал с удовольствием. С тех пор прошло много лет, уже нет Егора, нет «Гражданской Обороны», да и Кузьма живёт в Питере, изредка записывая сольные пластинки. Новейшая из них – «Sancta Simplicitas» – вышла в августе 2014 года. Но изменился ли подход автора к своему творчеству?
Нет, всё осталось, как прежде и в этом весь Кузьма. Возможно, поэтому он и выбрал в качестве названия для своей пластинки словосочетание Sancta Simplicitas, что в переводе с латыни означает «святая простота». Музыкант даже не удосужился написать для альбома новые песни – большую его часть составляют старые композиции, некоторые из которых выходили на ранних альбомах «Гражданской Обороны». Правда, все они заново аранжированы и благодаря этому звучат свежо. Да и нужно ли писать новые песни, когда старые не так уж плохи? Тем более, когда запись делается для узкого круга слушателей, для «своих», которые поймут и оценят. Именно с такой позиции и следует рассматривать «Sancta Simplicitas».
Саунд пластинки – это логическое продолжение экспериментов, которые активно велись в омской «Гр.Об.»-студии в конце 80-х годов. Все эти гитарные нойзы, присутствующие на альбоме Кузьмы, вполне могли бы звучать в «обороновских» альбомах. Но, что интересно, прописаны они не им, а Дмитрием Коевым, который и является главным аранжировщиком альбома. Фактически – его саундпродюсером. Это он сделал звук, некую машину времени, позволяющую слушателю кочевать из нашего времени в золотые 60-е и благополучно возвращаться назад. Иногда – по нескольку раз в рамках одной композиции.
На мой взгляд, доминирующая роль в материале этой пластинки отдана звуку. Не музыке, не текстам, не исполнению, а звуку, как таковому. Большая часть альбома была записана в Канаде, лишь голос и синтезатор Кузьма записывал дома в Санкт-Петербурге. Да ещё Андрей Васильев прописал партии гитары для «Собаки» у себя в Израиле. При этом фиксировалось всё на аналоговую аппаратуру, а сама работа создавалась для прослушивания с винила (смотри информацию о пластинке). Собственно, именно на пластинках «Sancta Simplicitas» и была представлена слушателям в августе.
«Sancta Simplicitas» – это такой добрый привет из прошлого настоящему. Или наоборот: от настоящего прошлому. Не скажу, что релиз этот претендует на какие-то звания – для большинства он пройдёт незамеченным, да и не каждый заметивший сможет его понять, но внимания он, определённо, заслуживает. Но всё же, от Кузьмы уже давно хотелось бы услышать что-то новое. Быть может, в обозримом будущем он, всё же, запишет пластинку, составленную из новых песен, которых поклонники уже давно заждались.
Издатель: Sutcliffe Records, 2014 (LP), Выргород, 2014 (CD)