CD: Сплин. “Обман Зрения”
Группа «Сплин» не выпускала студийные альбомы целых три года. Срок приличный. После столь продолжительного затишья вполне справедливо ожидать от музыкантов что-то принципиально новое. Но в случае с коллективами, которые могут похвастаться внушительной дискографией и многолетней историей, положительные перемены в их творчестве случаются нечасто. Впрочем, все можно списать на субъективность восприятия, ведь в конечном итоге каждый слушатель сам в состоянии дать оценку работе музыкантов.
Надо признать, что в этот раз Васильев грамотно подошел к раскрутке новой работы своей группы. Если раньше до официального релиза пластинок в интернете появлялись любительские клипы на отдельные песни с них, снятые лидером коллектива на мобильный телефон, то в этот раз интригу сохранили до конца. Завесу над тайной приоткрыли лишь дважды, когда было сделано видео на демо-версию песни «Летела Жизнь», и примерно за полгода до выхода альбома, когда состоялась премьера снятого профессионалами клипа «Страшная Тайна». Ну и кавер-версия «Петербургской Свадьбы» Александра Башлачева уже давно гуляла по сети, правда, никто и не предполагал, что она войдет в «Обман Зрения».
Музыкальных сюрпризов новый альбом «Сплина» не преподнес. Т.е. в этом отношении работа довольно ровная. Единственное, что можно отметить – это появление синтетических звуков, органично вплетенных в аранжировки произведений. В остальном, «Обман Зрения» – типичная «сплиновская» пластинка, где музыка лишь задает ритм и создает настроение. Чего не скажешь о текстах песен…
В «Обмане Зрения» Александр Васильев предстал интересным зрелым поэтом, обращающим внимание слушателя на такие моменты, которым вообще мало кто придает значение. Возьмем, к примеру, «Черную Волгу». Эта простая, на первый взгляд, композиция, отражает целую эпоху! И одновременно указывает на быстротечность времени. Мало того, что в ней дана точная характеристика автомобиля («дворник скрипел, лобовое стекло запотело, какая-то лампа горела порой то и дело», «фара горела постольку-поскольку», «везде отовсюду трясло, грохотало и дуло»), отлично описан типичный пейзаж («то свалки, то стройки, вокруг них дорожные знаки, то серый бетонный забор, то вдруг красные маки везде вдоль дороги»), тут еще есть тонкий намек на людское равнодушие («никто из людей не заметил, как исчезла машина с городских улиц»). Такой вот символизм.
Тем не менее, альбом на редкость светлый. В нем нет традиционной «сплиновской» депрессухи. Возможно, это всего лишь обман, не зрения, а восприятия работы, но, на мой взгляд, в ней нет ощущения безысходности, которая раньше была визитной карточкой группы («Выхода нет», «Бог устал нас любить»). Наоборот, здесь есть уверенность в счастливом исходе («Солнце Взойдет», «Волшебное Слово»). Не нашлось в альбоме места и для стеба. Зато, наверное, впервые в репертуаре «Сплина» появилась песня о Христе («Чудак»). И это еще один довольно значимый поворот в творчестве Александра Васильева, движение к которому не столь явно началось уже давно.
Деликатно промолчу о «Петербургской Свадьбе». Наличие этой песни в альбоме «Сплина» уже говорит о мужестве лидера группы. Я прекрасно понимаю, что найдется огромное количество поклонников Башлачева, которые не приемлют никаких иных трактовок его песен и найдут малейший повод, чтобы придраться к талантливо сделанной кавер-версии. Замечу только, что «Обман Зрения» она не ломает и в альбоме находится на своем месте.
Пластинка вообще очень органична. Слушается, как увлекательное повествование. Здесь нет явных хитов и, на мой взгляд, попытка «Нашего радио» сделать лицом «Обмана Зрения» «Дочь Самурая» не самая умная. Впрочем, ум и формат – понятия несовместимые. Рискую ошибиться, но, думаю, что целевая аудитория сегодняшнего «Сплина» куда выше оценит «Чудака» или «Солнце Взойдет».
Не обошлось в новом альбоме и без приветов из прошлого. Один из них явный, другой – не очень. Первым является переосмысленная песня «Праздник», засветившаяся ранее на альбоме «Раздвоение Личности», вторая – «Фибоначчи», которая, по моим ощущениям, родом из альбома «Реверсивная Хроника Событий», который, опять же, по моему сугубо личному мнению, стал переломным моментом в развитии «Сплина». Не могу понять почему, но при прослушивании «Фибоначчи» у меня возникает ассоциация с песней «Лабиринт» и одновременно с рядом инструменталок «РВС».
Оформление «Обмана Зрения» – небольшой шедевр дизайнерского искусства и полета мысли художника. Вот эти сменяющие друг друга картинки, как нельзя лучше отражающие ежедневную рутину человечества, можно с уверенностью назвать «бонус-треком» альбома. Вообще, очень радует то, что многие музыканты стали намного серьезнее относиться к художественному оформлению своих работ. Ведь «лицо» альбома серьезный довесок к его содержанию.
Сложно сказать, какие отзывы получит новая пластинка «Сплина». В особенности, учитывая тот факт, что сегодня принято оценивать не саму работу, а ее соответствие каким-то общим представлениям слушателей, в основе которых неизбежно лежит раннее творчество музыкантов. На мой взгляд, «Обман Зрения» очень сильный альбом, дающий понять, что «Сплин» находится в превосходной форме и еще способен не только удивлять своих давних слушателей, но и привлекать к творчеству внимание новых.
[nggallery id=34]
Издатель: Navigator records, 2012