DVD+2CD: Михаил Науменко. “Часть мира, которого нет”
Творческое наследие Майка Науменко и группы «Зоопарк» на музыкальном рынке представлено весьма неплохо. Сегодня без особого труда можно приобрести все номерные альбомы легендарной рок-группы, а также ряд концертных записей, многие из которых сделаны с участием другого культового музыканта – Виктора Цоя. Немного хуже дело обстоит с видеозаписями «Зоопарка». К сегодняшнему дню «Отделение Выход» выпустило лишь два DVD, дающих относительное представление о деятельности Майка в последние годы жизни.
Увы, как бы это ни было грустно, последние несколько лет своей жизни Науменко находился не в лучшей творческой форме. О причинах такого расклада сказано уже немало и вряд ли есть необходимость пускаться в рассуждения на тему «почему же так сложилось». Тем более, что от этого все равно уже ничего не изменится. Однако, в последние годы 80-х редкие концерты «Зоопарка» и сольные выступления лидера группы все же случались и фиксировались на пленку, а спустя много лет некоторые из них вошли в издание «Часть мира, которого нет».
Этот бокс, состоящий из DVD с записью квартирного концерта Майка, сыгранного «по просьбе» Натальи Шарымовой, и двух CD с записью нескольких акустических выступлений лидера «Зоопарка» был издан в 2010 году. По большому счету, поклонникам группы все эти записи были известны и раньше. Например, тот же квартирник у Шарымовой ранее издавался на «мпег»-дисках усилиями Александра Липницкого и некоторые считают, что то издание было лучше, несмотря на то, что на DVD от «Отделения Выход» запись представлена в полном виде, да еще и немного «почищена». И вот эти «зачистки» многим не понравились, т.к. под горячую руку монтажера попали и некоторые замечания артиста, сделанные по ходу концерта.
Впрочем, это выступление и концертом-то язык назвать не поворачивается. Майк просто спел несколько песен в кругу друзей по их просьбе. Т.е. полной атмосферы квартирников 80-х от этой записи ждать не приходится. Да и в 1989 году, когда и была сделана эта запись, наши музыканты уже вовсю играли на стадионах, а некоторые из них даже предпринимали попытки закрепиться на западном рынке. Фактически, и «Аквариум», и «Алиса», и «Кино», и «ДДТ» к 90-му году успешно поделили тот пьедестал, к которому с начала 80-х стремился Майк, но по иронии судьбы так на него и не взошедший. Исключительно по собственной вине.
Сет-лист квартирника не преподносит сюрпризов. Здесь представлена традиционная классика Майка: «Если ты хочешь», «Старые раны», «Пригородный блюз», «Сладкая N», «Уездный город N» и др. Исполнение тоже далеко не самое лучшее, но, стоит отметить, что ценность издания не в том, как все это спето, а кем. На экране – живой Майк, немного манерный, слегка надменный… Документ эпохи. Ни больше, ни меньше. А дополнением к этому документу служат два интервью, в одном из которых Майк рассказывает о своей жизни Джоанне Стингрей (на английском языке), в другом своим взглядом на советскую рок-музыку делится Андрей Тропилло, благодаря которому появились записи практически всех ленинградских рок-групп.
Кстати, интервью Андрея Тропилло, возможно, даже интереснее, чем основной материал диска. Легендарный звукорежиссер и саунд-продюсер озвучивает в беседе с Аликом Каном весьма интересные вещи. Например, в отличие от других представителей той эпохи, он не зацикливается на том, что «все было нельзя», а больше говорит о том, «как было можно». Более того, Тропилло объясняет, почему он недоволен изданием сборника «Red Wave», выпущенном Джоанной Стингрей в США, и рассуждает о музыкальных заимствованиях нашими классиками рока у своих западных коллег. В общем, занимательная и полезная для интересующихся темой информация.
Аудио часть издания, как уже отмечалось выше, состоит из двух дисков. На одном из них представлена запись концерта у Павла Шевелева 1 декабря 1986 года, на втором – ряд квартирников 1982 – 1988 гг, сыгранных в разных местах. На диске они представлены в мп3 формате в соответствующем качестве. Зато концерт у Шевелева записан блестяще. Фонограмму можно даже приравнять к студийной, настолько хорошо все здесь звучит. Сыгран этот концерт тоже неплохо, но сет-лист весьма традиционен и без сюрпризов.
Подводя итог изложенному выше, отмечу, что издание это должно занять достойное место в архиве коллекционеров материалов, связанных с историей русской рок-музыки. И пусть коробочка, в которую упакованы диски, сделана из мягкого картона, что делает ее немного неприятной на ощупь, ценность ее содержимого вряд ли кто-то из знакомых с темой станет оспаривать. Остается лишь надеяться, что в будущем в приличном виде будут изданы видеозаписи электрических концертов «Зоопарка», если таковые, конечно, сохранились.
[nggallery id=16]
Издатель: Отделение Выход, 2010