CD: Рада и Терновник. “Заговоры”
«Рада и Терновник» – группа с многолетней историей. Свой путь коллектив начал в 1991 году и несмотря ни на что продолжает до сих пор. За это время музыканты записали около двух десятков альбомов, в каждом из которых нашлось место для различных экспериментов.
Альбом «Заговоры», на который я бы хотел обратить ваше внимание сегодня, был издан в 2005 году. Эту работу музыканты называют наиболее сложной из сделанных ими. По всей видимости, для коллектива эта пластинка имеет особую ценность, а на официальном сайте «Рады и Терновника» ей посвящён целый раздел, где даны подробные комментарии к каждому треку альбома.
Заговоры бывают разные. Некоторые из них направлены на привлечение богатства и удачи, другие – на исцеление от болезней, третьи работают как привороты, четвёртые направлены на то, чтобы погубить человека. Испокон веков люди преклонялись перед силой заклинаний и до сих пор даже скептически относящиеся к ним представители рода человеческого в сложных жизненных ситуациях не брезгуют воспользоваться этим проверенным веками методом. Что и говорить, определённая сила в них есть.
Пропетые же Радой заговоры действуют иначе. Они пробуждают спящее подсознание и создают вереницу неземных образов, заставляют подниматься до небес и камнем падать вниз. При полном погружении в музыку в какой-то момент начинаешь осознавать, что вокруг не осталось ничего и лишь красивый женский голос где-то рядом то звенит, как весенний ручей, то переходит в плач, то становится хрипло-вкрадчивым и зловеще шепчет, шепчет, шепчет… На этом фоне заводят дискуссию самые неожиданные музыкальные инструменты.
Впрочем, пластинка звучит многообещающе с самого начала. Мощные тибетские трубы громогласно объявляют о том, что скучно не будет и расслабиться не удастся. Но через несколько мгновений они пропадают, а слух начинают баюкать переборы гитары. Дальше больше! Здесь ещё будут и продолжительный спор гитары с саксофоном, в котором последний одержит сокрушительную победу («Княгиня»), и потрясающий монолог флейты («Ветрено») и волшебные звуки калюки («Горем Запорошена…»), и занимательная дискуссия рожка и флейты («Солнце Ясно»). На этом фоне совершенно неожиданно прозвучит лёгкая, почти воздушная акустическая баллада («Липкие Пальцы»).
Альбом «Заговоры» подобен хорошему вину, которое с годами становится только лучше, а будучи поданным в нужный момент оказывает исключительно правильное воздействие. Интересно, что и спустя семь лет после выхода он звучит на редкость свежо и можно искренне позавидовать тем, кому эту музыку ещё только предстоит открыть для себя. Отмечу, что при прослушивании песен не стоит пытаться разделить слова и музыку и сосредоточиться на чём-то одном из них. Магия действует лишь при полном погружении в мир дивных звуков.
«То, что мы делаем – музыка «Рады и Терновника» – это именно то, что агрессивно вторгается во внутренний мир человека, практически не встречая сопротивления – нож в масло» – сказала как-то Рада Анчевская в одном из интервью. И это наиболее точная характеристика творчества группы. А «Заговоры» – отличное подтверждение этой характеристики.
Издатель: Выргород, 2005