Вспоминая “Объект Насмешек”
О группе «Объект Насмешек» я узнал в начале 90-х годов, когда музыканты коллектива уже были готовы заняться другими проектами и разойтись в разные стороны. Как водится, наводку на заслуживающую внимание музыку увидел в одном из интервью не то Цоя, не то Кинчева. Сейчас уже не вспомнить.
Как оказалось, «Объект Насмешек» пользовался неплохой популярностью, а его лидер, Александр «Рикошет» Аксенов был чуть ли не главным панк-рокером Питера. Однако несмотря на известность команды, ни ее записей, ни какой-либо иной вразумительной информации о ней, можно сказать, не было. Разве что мелькнул по телевизору в программе «Музобоз» клип на песню «Дождь», скорее, вводящий слушателя в заблуждение, чем дающий понятие о музыкальной деятельности коллектива, да в независимой прессе нашлась парочка статей о Рикошете.
В начале 90-х на рынке сбыта музыкальной продукции все еще не было альтернативы фирменным магазинам «Мелодии». Возможно, в Москве и в Питере ситуация обстояла несколько иначе, но в регионах и, уж тем более, прочих республиках Союза, купить пластинки было больше негде. Разве что на толкучках. Но там продавали преимущественно диски западных групп, а интересующиеся отечественной продукцией вызвали, мягко говоря, недоумение. Хотя и в «Мелодии» мне лично так и не довелось увидеть единственную пластинку «Объекта Насмешек» «Сделано в джунглях». Продавцы же на упоминание названия группы изумительно выпучивали глаза и сообщали, что о таком коллективе вообще впервые слышат.
И все же мне удалось раздобыть запись «Объекта». В каталоге одной из студий звукозаписи оказался альбом 1987 года «Гласность». Но, вероятно, его название работникам было неизвестно, поэтому кроме названия коллектива и года выхода альбома никакой другой информации больше не было.
Помню свои впечатления от услышанного. Обломался я, конечно, не так круто, как можно было предположить, учитывая, что познания творчества коллектива на тот момент ограничивались лишь «Дождем», но какую-то долю негатива все-таки получил. Но сказать, что материал мне не понравился, было бы тоже неверно. Тексты песен «Эпоха для нас», «Анаконда», «Комсомольский билет» и «Тот, кто не с нами» я помню до сих пор. Значит, кассета была заслушана до дыр.
Однако остальные записи «Объекта Насмешек» в тот период мне отыскать не удалось, а с течением времени музыкальный вкус немного изменился и заниматься поиском других альбомов группы я не стал. О Рикошете же снова вспомнил, когда услышал их совместный с Кинчевым альбом «Геополитика». И отметил для себя, как круто все изменилось.
Немного обидно, что до сих пор никто из издателей не взялся за выпуск архива «Объекта Насмешек». Сейчас, казалось бы, уже не осталось ни одного даже менее значимого коллектива, чьи записи не были бы изданы в красивых картонных коробочках, а раннее творчество Рикошета так и остается лишь в плохоньких оцифровках со старых магнитных лент на торрент-трекерах в интернете. Хотя нет. Быть может, не все так плохо на самом деле? Ведь появился единственный, но зато полноценный, сайт, посвященный «Объекту Насмешек», последний альбом, записанный в 2005 году, издан в нормальном виде на компакт-диске. И даже альбом-трибьют «Выход Дракона» сделан. А вот видеозаписей практически не осталось. Скорее всего, все они были стерты за ненадобностью, как это у нас часто случается.
22 марта – уже пять лет, как Рикошета не стало. Но вряд ли к этой дате будут сделаны телепередачи, посвященные его памяти, да и немногие издания уделят внимание этому музыканту. Прессе сейчас не до музыки – надо нагнетать ситуацию вокруг прошедших выборов, прав и свобод, стравливая лбами враждующие стороны. Любят у нас помахать кулаками после драки. А я бы предложил забыть обо всем этом и вспомнить о том, кто действительно пытался хоть что-то изменить вокруг себя и, что немаловажно, кому это в какой-то степени удалось. Ведь герои – они не на маршах и митингах и борьба их происходит на ином поле. Вот одним из таких героев и был Рикошет – Александр Аксенов, лидер группы «Объект Насмешек».