След “Короля и Шута” в истории русской рок-музыки
Смерть музыканта, как и любого известного в обществе человека, всегда вызывает большой резонанс. Многочисленные поклонники переживают утрату как личную потерю, потому что для многих из них уважаемый музыкант подобен другу или даже старшему брату. К его словам прислушиваются, копируют манеру поведения, стиль одежды, разбирают песни на цитаты. Это естественное и нормальное явление, наверное, каждый из читающих эти строки со сказанным согласится. В минувшую пятницу из жизни ушёл Михаил Горшенев, лидер группы «Король и Шут». Творчество этой группы меломанами воспринималось по-разному, кто-то считал коллектив одним из лучших в России, кто-то называл галимым попсом и считал ниже своего достоинства знакомиться с его работами. Но так или иначе, а «Король и Шут» прочно вошёл в историю отечественной рок-музыки, прежде всего, своей самобытностью и оригинальностью. И это факт.
Произведения «Короля и Шута» заметно отличались от того, что существовало на просторах отечества до появления этого коллектива. Музыканты не грузили слушателя социальными проблемами, не читали нравоучений и не учили жизни. Они просто рассказывали сказки. Местами страшные, местами циничные, местами добрые. Но всегда весёлые и вне зависимости от сюжета позитивные. Во всяком случае именно такое послевкусие оставалось после их прослушивания. Концерты «Короля и Шута» всегда проходили на высоком уровне и даже если артисты лажали, всё это с лихвой компенсировалось драйвом, волнами исходящим со сцены.
Впрочем, для многих музыка «Короля и Шута» была слишком лёгкой, а когда музыкантов называли панками, те, для кого этот термин ассоциировался с другими, более серьёзными группами, в лучшем случае снисходительно улыбались, в худшем – начинали злословить. Но суть от этого не меняется: Горшок и Князь сумели создать свой уникальный стиль и именно благодаря этому завоевали любовь и уважение многочисленной армии поклонников. А школота это или суровые мужчины, любящие порассуждать о высоких материях и насладиться экспериментами со звуком, дело десятое. Факт остаётся фактом – в начале 90-х годов группа «Король и Шут» создала свой собственный мир, отличный от того, к которому привыкли меломаны. Другое дело, что рамки выбранного жанра оказались тесными и с годами удерживаться в них становилось всё сложнее.
Первые альбомы «Короля и Шута» и сегодня актуальны и интересны. Когда к группе пришла популярность, а их песни стали попадать на верхние строчки чартов, интерес к ней несколько поубавился. Несмотря на то, что всё делалось на высоком качественном уровне, востребованность забрала из творчества «КиШ» что-то важное, ставившее группу в один ряд с признанными легендами русского рока. Но коллектив к тому времени уже вписал своё имя в историю, а для дальнейшего развития нужно было что-то менять…
Перемены наступили в 2011-ом, когда группу покинул Андрей Князев, а Михаил Горшенев стал единственным лидером и фронтменом «Короля и Шута». Тогда это казалось странным, было трудно представить, как теперь всё это будет выглядеть на сцене. Но оказалось, что очень даже неплохо. Можно сказать, что именно в результате перемен в составе группы в России появилась первая настоящая зонг-опера, повествующая о судьбе английского цирюльника Суинни Тодда, в основу которой легли песни с альбомов «Короля и Шута» «Праздник Крови» и «На Краю».
Ко всему этому можно относиться по-разному. Разумеется, творчество «Короля и Шута» большому количеству людей придётся не по душе. Да и зонг-опера Todd многих оставила равнодушными. Но всё же, на это можно посмотреть с другой стороны и тогда станет ясно, какого масштаба была фигура Михаила Горшенева. Не каждый за свои сорок лет жизни умудряется создать уникальный музыкальный стиль и сделать настоящую зонг-оперу, то есть создать то, чего раньше в нашей стране не было. Нравится это кому-то или нет, но это огромная работа, заслуживающая уважения. Целая книга жизни, в которой, увы, поставлена точка.
Прощание с Михаилом Горшеневым пройдёт в Санкт-Петербурге, в СК «Юбилейный» 22 июля 2013 года с 12 до 15 часов.