Трибьют Сектору Газа – что хотели и что получилось?
Трибьют «Сектору Газа» стал, пожалуй, одним из важнейших релизов этого неспокойного года. Несмотря на то, что имена участников проекта его организаторы периодически публиковали в социальных сетях, интригу удалось сохранить вплоть до публикации пластинки. Наконец, работа представлена, прослушана и уже можно поделиться возникшими по её итогам мыслями.
Трибьюты – дело неблагодарное. Чаще всего такие проекты заранее обречены на провал. Примеров тому масса: от вышедшего в ноябре трибьюта «ДДТ», до пресловутых «Кинопроб», с которых в России и началась эпидемия подобных проектов. Удачными и значимыми можно назвать разве что «Выход дракона», который Кинчев делал в память о Рикошете, да «Серебро и слезы», подготовленный Ревякиным в память о Башлачеве.
Судя по всему, трибьют «Сектору Газа» делался по той же схеме, что и работы памяти Рикошета и Башлачева. Насколько я понимаю, за проектом стояла Ирина Клинских, дочь Юрия Хоя, которая, к слову, очень удачно исполнила две песни отца в этом сборнике – «Твой звонок» и «Хата». И во многом благодаря ей, а также музыкантам оригинального «Сектора» проект получился.
Сборник воспринимается как полноценный альбом. В проекте приняли участие два десятка коллективов разной степени известности, включая и заслуженных ветеранов рока в лице «ДДТ», «Серьги» и «7Б». Но их участие в сборнике, скорее, было необходимо для привлечения внимания к трибьюту. Впрочем, судя по результату, он и без них получился бы.
Понятно, что народу интересно, как Шевчук спел «Сектор Газа», а выбрал Юрий Юлианович «Ночь перед Рождеством». Спел в своей традиционной манере, старательно, но не убедительно молодясь. Хотелось бы сказать, что мог бы и лучше, но, увы, скорее всего – не мог, ведь и в трибьюте «Калинову Мосту» к песне «Дома не был» он также подошел формально.
Если же говорить об остальных «ветеранах», то мне больше всех понравилась версия песни «Пора домой» от Сергея Галанина. Впрочем, «Туман» от «7Б» Ивана Демьяна тоже получился весьма интересным. С отсылкой к «Молодым ветрам» в интро, что как бы намекает на схожую судьбу песен – обе являются народными хитами.
Но вовсе не ветеранами силен трибьют. Без них внимания к проекту было бы определенно меньше, но выброси их каверы – и результат не изменится. По мне так лучшие песни сборника сделали девушки – Люся Махова из «Дайте Два», Ирина Клинских и Диляра Вагапова из «Мураками». Последней, на мой взгляд, удалось сделать самый удачный номер пластинки – она исполнила «Лирику».
Неожиданно разочаровал Алексей Юзленко, группа «Znaki». Он просто один в один перепел песню «Life», копируя не только голос Юрия Хоя, но даже и интонации. Все-таки кавер-версия – это не тупо перепевка, в неё обычно привносят что-то своё. Если и не кардинально перелопачивают, то хотя бы дополняют оригинал.
Прямо противоположный результат – «Колхозный панк» от «Голос Омерики». Музыканты отлично доработали народный хит, дав ему новую жизнь. Продемонстрировали и бережное отношение к оригиналу, и своё умение обращаться с отягощенным народной известностью материалом.
Подводя итог, отмечу, что задумывался трибьют народным памятником Юрию Клинских, таковым он и получился. Мне кажется, именно на таком качественном уровне сегодня мог бы звучать «Сектор Газа». Думаю, что многие песни из этого сборника имеют большой шанс на самостоятельную жизнь.