Нужен ли Башлачёву трибьют?
Музыкант жив до тех пор, покуда помнят его песни. С этим утверждением вряд ли кто-то поспорит, ведь сие есть неопровержимая истина. Однако далеко не каждому человеку с гитарой уготована участь стать всенародным любимцем. Да и далеко не всякое творческое наследие может быть понято внушительными народными массами. Кто-то, несмотря на единогласное мнение коллег о его гениальности и неповторимости, так и остаётся героем лишь в узком кругу ценителей. К таковым можно отнести и Александра Башлачёва.
Мне бы не хотелось в стотысячный раз говорить о степени его таланта и недооценённости современниками. В этом нет смысла. Тем более, что время от времени издаются его записи, выходят сборники стихов, а также готово подробное жизнеописание поэта, составленное Львом Наумовым. То есть каждый имеет возможность познакомиться с творчеством Башлачёва самостоятельно и сделать определённые выводы. Да вот беда – сегодня мало кто открыт для новой информации и уж точно никто не станет знакомиться с чьим-то творчеством без авторитетных рекомендаций. Впрочем, не всегда публика адекватно реагирует и на попытки донести сведения об ушедших гениях.
Так повелось, что пик воспоминаний о поэтах и музыкантах приходится либо на годовщину смерти, либо на годовщину рождения. Их поклонники ждут тематических публикаций, после которых, чаще всего, сходятся к мнению, что «всё это не то и сделано совсем не так, как надо». Когда дело касается Башлачёва, в таких случаях уместно процитировать его же самого: «Мы можем простить тех, что пели не так, как умели, но тех, кто молчал – давайте не будем прощать». О поэтах нельзя молчать и любое упоминание о них следует только приветствовать.
В мире рок-музыки коллег принято поминать альбомами-трибьютами. Да, все они не идеальны. Более того, большинство таких сборников тяжело слушать, но не потому, что сделано плохо, а из-за невольных сравнений с первоисточником, который в большинстве случаев будет намного лучше и убедительнее всех последующих его трактовок. Но ведь существует огромное количество людей, которые до момента выхода трибьюта не знали о существовании автора, которому сборник посвящён. А внимание пластинке уделили лишь из-за участия в ней своей любимой группы. Дальнейшую цепочку развития событий может представить себе каждый, т.к. тут всё просто и очевидно. Ну а будет ли от этого толк – никому не известно. Но зерно-то уже посеяно…
Разговоры о трибьюте Александру Башлачёву возникли довольно давно и не на пустом месте. Первым о намерении сделать такой альбом заявил Святослав Задерий. Однако по каким-то причинам этот сборник так и не был издан официально. Сейчас, когда не стало и самого Задерия, о проекте, судя по всему, можно благополучно забыть. Хотя альбом под названием «Семь кругов беспокойного лада» был благополучно представлен публике и даже распространялся на самописных болванках. Более того, на короткий срок он был выложен на официальном сайте группы «Нате!», но исчез оттуда быстрее, чем кто-либо смог его скачать и прослушать. Сейчас там размещена лишь справочная информация об альбоме со ссылками на некоторые композиции для онлайн-прослушивания в известной социальной сети.
Спустя некоторое время о необходимости трибьюта Башлачёву заговорил лидер «Калинова Моста» Дмитрий Ревякин. Альбом, названный «Серебро и Слёзы» предполагалось издать к 50-летию поэта, которое отмечали в 2010 году. Однако и здесь не срослось. В итоге релиз был отложен на долгое время и лишь недавно появилась надежда на его издание. Некоторые треки с этого диска также просочились в интернет и, как и следовало ожидать, вызвали неоднозначную реакцию публики. Кто-то, как водится, потребовал держаться подальше от святыни, кто-то с сожалением констатировал, что получился традиционный «Калинов Мост».
Конечно, сколько людей – столько и мнений. Переубедить кого-либо в неправильности выбранной позиции очень сложно. На то она и позиция. Но всё же давайте попробуем посмотреть на эти трибьюты с другой стороны. Мы все сокрушаемся о том, что изо всех щелей прёт низкосортная попса и в то же время противимся тому, чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону. Башлачёв выполнил свою миссию, оставив гениальнейшие произведения, которые благодарные потомки будут постигать ещё довольно долгое время. Посыл отправлен, так имеет ли значение то, кто именно подхватит его и понесёт дальше? Особенно, когда время диктует другие правила игры, направленные на то, чтобы исключить из памяти многое достойное внимания.
Сам я не отношусь к любителям трибьютов. Но вполне допускаю мысль, что воспитанные на современной музыке, сделанной на другом качественном уровне, молодые люди не захотят знакомиться с любительскими записями, изобилующими шумами и хрипами, сколь бы гениален ни был тот, чьи произведения на них представлены. Время уже не то. Люди избаловались. И именно трибьюты помогут таким баловням открыть для себя не только хорошего поэта, но и целый пласт родной культуры. Что ни говори, а цель здесь оправдывает средства. И чем авторитетнее человек, который берётся за дело – тем лучше.
Ведь на просторах интернета уже несколько лет в открытом доступе находится т.н. «народный» трибьют Башлачёву, в котором собраны варианты исполнения песен Александра Николаевича различными музыкантами и творческими коллективами. Но этот проект, несмотря на все достоинства, имеет один большой минус – он сделан, что называется, для своих. Его миссия не просветительская. И столь необходимого для возникновения новой волны интереса к творчеству Александра Николаевича резонанса такая дань памяти, к сожалению, не вызовет. Чего нельзя сказать о трибьюте, реализованном легендарной группой при поддержке известного лейбла.
По-моему, уже пора прекратить нытьё по поводу «избранности» слушателей, достойных понимания автора и «неповторимости» исполнителя. Хотя бы потому, что каждый волен понимать Башлачёва по-своему, а уж повторять его никто и не собирается. Делая кавер-версию, мало кто хочет приблизиться к первоисточнику. Просто каждый читает его по-своему. Имеет на то право. А вот молчать о таких самородках, как Александр Николаевич – подобно преступлению. Прежде чем осудить тех, кто делает трибьюты, давайте каждый из нас вспомнит себя и сам себе ответит на вопрос: «Откуда же я узнал про Башлачёва?». И выяснится, что кому-то друг спел его песню, кто-то совершенно случайно услышал о нём по радио, кто-то прочёл упоминание о поэте в чьём-либо интервью…
Именно поэтому трибьюты имеют право на жизнь. И альбом, состоящий из кавер-версий песен Александра Башлачёва – не исключение. Я и сам впервые услышал его произведение в исполнении Василия Шумова. Работники студии звукозаписи лет двадцать назад, чтобы заполнить сторону кассеты, дополнили альбом «Гласность» группы «Объект Насмешек» песней «Все от винта» в исполнении лидера «Центра». И именно она произвела на меня сильнейшее впечатление, дав толчок к знакомству с творчеством Башлачёва. Наверняка, многие познакомились с ним похожим образом. Поэтому если мы не можем чего-то понять и одобрить, давайте хотя бы не будем осуждать тех, кто делает хоть что-то для сохранения памяти о том, кто этого достоин.