Репортаж: акустический концерт Ермена Анти в Санкт-Петербурге
В последний день осени ударили холода. Для многих это оказалось сюрпризом — выйдя на работу, они с трудом делали несколько шагов, поворачивались и бежали обратно в тепленькие квартиры. А после — судорожно искали зимнюю одежду по антресолям, дрожащими от нервов руками выкапывали коробки с теплой обувью. Машины встали в пробках, из-за чего ехать куда-то было практически бесполезно. Но и топать было несладко — ветер гнал снежинки и болезненно впивался в лицо, из-за чего видимость падала до нуля.
Не погода — воплощенное буйство. И в теплом помещении фотостудии Rec Time оно продолжалась на другом уровне. Природа, конечно, угадала — лучшая декорация для боевых песен Ермена Анти. И ведь многие из них тоже блещут зимней тематикой — например, «Прошлогодний снег» оказался кульминацией выступления.
Тихо падает с неба прошлогодний снег
Как вы уже поняли, 30 ноября в Санкт-Петербурге прошел акустический концерт Ермена Анти, лидера группы «Адаптация». Лично мне он понравился больше относительно недавнего электричества — видимо, потому, что звук был естественней. Ничто не давило барабанные перепонки, хоть все было громко и слышно даже на улице. Опять же, вокал не тонул в гитарном жужжании. Да, я уже писал, насколько он важен для «Адаптации», и сравнение концертов лишь подтвердило эти мысли — где больше возможности расслышать все интонации, там и эффект от песен сильнее. Только сейчас, осмысливая концерт через пару дней, могу сказать, что песня «Ничего не понимаю» заиграла для меня новыми красками. Безысходность, едкость, потерянность в лозунгах и картинках. Это — не голос из наушников или со сцены, это — человек вышел и поделился с публикой тет-а-тет.
Как многие уже знают, концерт был посвящен выходу диска «Зона бесконечного конфликта». Тоже квартирника, но записанного больше десяти лет назад.
К слову, фотостудия Rec Time — уютное и красивое место. Две большие колонки, бобинный магнитофон, усилитель, гитара, рояль. На рояле — то ли компьютер-моноблок, то ли монитор фирмы Apple. Все это не просто валяется, а разложено с дизайнерским вкусом. То есть, там не только можно творить (судя по всему, фотографией дело не ограничивается), но и снимать фильмы о творцах. Очень понравились часы, отмеривающие время до конца выступления — то ли от звука, то ли чего-то еще, они так ритмично подрагивали. Маленький телевизор с выгнутым черно-белым изображением на поверку оказался трансляцией с наружной камеры наблюдения, но я бы не удивился, иди там киноклассика двадцатых годов — для антуража самое то. И ведь совсем рядом, в том же здании — обычный универсам. Да на этом примере можно объяснять гипотезу параллельных вселенных!
Пожалуй, лучшей песней на выступлении была таинственная вещь «новая песня (первое исполнение)». Именно так (с маленькой буквы) она обозначена в трек-листе официальной группы события во «Вконтакте», а как называется в действительности — увы, не спросил. Подвело ложное чувство, что я где-то мог ее слышать раньше. Вот это и правда «колесо истории» в полном виде — прокручиваясь, демонстрирует все, что на себя намотало. Образы из настоящего и прошлого, старые лозунги, изменчивая память, брошенные в массы идеи — все это обесценивается беспощадной гонкой времени, перевирается на многочисленные лады. Всякий раз, когда желаешь как лучше, получается как всегда. Вот такие мысли были во время ее прослушивания. Она даже стилистически отличалась от остальных, больше напоминая исповедь.
Еще можно выделить «Шальные истины» — она подходит к акустике, и я не сомневался, что Ермен ее исполнит. А «Салют и бомба» — уже сюрприз, в таком виде она звучит не хуже вальяжных электрических версий. То же и с «Заметать следы» — автор не забывает милый боевичок с «Так горит степь», увядший в тени более эпохальных соседей по диску. Перед «Опилками» Ермен сказал о новом альбоме, в который эта песня войдет. Релиз будет содержать песни разных годов, по каким-то причинам еще не записанные. Ждите уже этой зимой.
«Бис! Бис!» — кричат зрители после концерта. Ермен выходит, садится на стул и ждет предложений. «Встретимся!» — бросает кто-то. «Встретимся! Встретимся!» — подхватывает остальной зал. Но Ермен отказывается — говорит, сложно играть. «Про море!» — предлагает кто-то в ответ. И вот, финалом концерта становится одна из немногих светлых вещей автора. Может, так и лучше — заканчивать выступления на такой ноте.
Расходились по домам гости
Запирали на замки двери
Зажигали на небе звёзды
Поступали так как надо было