Андрей Тропилло и лучшие записанные им альбомы
На днях 70-летие отметил один из главных людей в русском роке – Андрей Владимирович Тропилло. Благодаря этому человеку сотни тысяч, а может и миллионы людей услышали записи групп «Аквариум», «Кино», «Пикник», «Алиса» и многих других. О знаковых альбомах, записанных юбиляром, я бы и хотел поговорить сегодня.
Как начиналась история
Начну издалека. Историю «студии звукозаписи Ленинградского рок-клуба» знают почти все. Фактически же никакой студии рок-клуб не имел. На самом деле, Тропилло, будучи руководителям кружка звукозаписи в Доме юного техника, пользуясь списанной с фирмы «Мелодия» техникой, создал собственную студию и начал писать начинающих рок-музыкантов, большинство из которых к сегодняшнему дню стали легендами.
Студия Андрея Владимировича для непризнанных государством музыкантов фактически была единственной возможностью записать свое творчество с целью дальнейшего распространения. Благодаря Тропилло группы получали довольно качественные фонограммы. При этом саунд-продюсер, которым и являлся нынешний юбиляр, не только записывал и сводил музыку, но и периодически принимал участие в записи, то играя на инструментах, то подпевая.
Первой работой Тропилло как звукорежиссера стал альбом клавишника группы «Мифы» Юрия Степанова «Прощай, черная суббота». Далее были магнитоальбомы «Аквариума», включая «Треугольник», «День серебра», «Дети декабря». Потом несколько альбомов «Кино», «Пикника», «Алисы», «Телевизора», «Зоопарка», «Странных игр», «Объекта насмешек». В 1988 году время изменилось и у музыкантов стало гораздо больше возможностей для записи, а Тропилло занялся издательской деятельностью.
Главные альбомы, записанные Тропилло
Больше всего Тропилло работал с Борисом Гребенщиковым и его «Аквариумом». Сегодня бывший виолончелист группы Сева Гаккель считает, что ранние альбомы коллектива не выдерживают никакой критики. Слушатели же вряд ли с этим согласятся, потому что до сих пор высоко ценят раннее творчество команды.
«Треугольник» – очень необычный для своего времени альбом, записанный Андреем Тропилло в 1981 году. Фактически стал первой экспериментальной работой как звукорежиссера, так и коллектива. В аранжировках песен использованы различные самодельные звуковые эффекты. Сам Тропилло в этой работе сыгрыл на блок-флейте в песнях «Матрос» и «Миша из города скрипящих статуй».
«Радио Африка» всё того же «Аквариума», возможно, один из лучших альбомов Бориса Гребенщикова 80-х годов. Сквозной нитью через музыкальное повествование проходят радиопомехи, сквозь которые пробиваются к слушателю песни. Именно на этой пластинке впервые был опубликован хит «Рок-н-ролл мертв».
«Уездный город N» – дебютный альбом группы «Зоопарк», записанный в 1983 году. Особенно стоит отметить заглавную песню продолжительностью около четверти часа. Чтобы её записать, Тропилло придумал делать квадраты длительностью около минуты, после чего закольцевал основной ритм, под который Майк спел, а гитарист наиграл соло.
«Начальник Камчатки» – второй студийный альбом группы «Кино» и фактически первая электрическая работа коллектива. Звук магнитоальбома создавали Андрей Тропилло и Борис Гребенщиков. Для своего времени запись получилась «смелой и отчаянной», как её характеризовал сооснователь «Кино» Алексей Рыбин.
«Шествие рыб» – дебютный альбом группы «Телевизор» Михаила Борзыкина. Сегодня эту пластинку, как и саму группу, вспоминают нечасто, но в середине 80-х она была настоящим прорывом. Тропилло для этой записи программировал ритм-машину, а также сыграл на саксофоне в песне «Обо мне».
«Энергия» – первая полноформатная работа группы «Алиса» с Константином Кинчевым. До сих пор на форумах в интернете можно услышать мнение о том, что лучше этого команда так и не смогла сделать. Для записи некоторых песен Тропилло придумывал необычные ходы – например песню «Ко мне» Кинчев сначала спел акапелла, а после этого под готовый вокал записали инструментальные партии. Кстати, Андрей Владимирович сыграл на флейте в песне «Мое поколение».
«Музыка драчёвых напильников» – магнитоальбом «Нулевой группы», впоследствии ставшей известной как «Ноль». Тропилло можно назвать крестным отцом Федора Чистякова в музыке, поскольку именно он дал ему «путевку в жизнь». Сам Федор вспоминал, что звукорежиссер, услышав его игру на баяне, сразу сказал, что инструмент должен стать солирующим и одновременно неотъемлемой частью образа лидера коллектива.
Немного о других заслугах Тропилло
Сегодня можно констатировать, что именно Тропилло стоял у истоков отечественной звукозаписи. Да, на «Мелодии» и раньше работали профессионалы, но именно Андрей Владимирович создал канон записи того, что стали называть русским роком. Что особенно интересно – многие записанные им почти сорок лет назад песни до сих пор звучат по радио в оригинальном виде.
Еще одна заслуга Тропилло в том, что он дал рок-клубовцам еще одного звукорежиссера – Алексея Вишню. Последний был учеником мастера и очень хорошо усвоил его уроки. Очень многих записали эти двое, таким образом приложив руку к формированию огромного пласта отечественной культуры.