Сплин. “Резонанс. Часть 2»
Несмотря на то, что две вышедших в этом году пластинки группы «Сплин» объединены одним названием, вряд ли стоит воспринимать их как единое целое. Общего между ними лишь то, что составившие альбомы песни написаны в один период и записаны одними и теми же людьми. В истории русской рок-музыки уже случалось нечто подобное в начале нулевых, когда группа «ДДТ» выпустила «Единочество», разбив работу на две части, а по факту выдав два совершенно разных альбома.
В случае с группой «Сплин» разница между двумя частями «Резонанса» не так заметна, но всё же она есть. Например, после прослушивания обеих пластинок можно заметить, что лирика первой более философская, в то время как лирика второй носит повествовательный характер. Песни со второго «Резонанса» похожи на стихотворные рассказы, а прологом к этой пластинке вполне может служить опубликованная незадолго до её выхода поэма «Павловский парк».
Эхо, о ловле которого в комментариях к альбому ещё весной говорил Александр Васильев, на «синей» пластинке слышно более явственно. В песнях оно нашло отражение как в виде музыкальных полунамёков, так и в форме явных самоцитат в текстах. Например, «Полная луна», по субъективным ощущениям, отсылает слушателя ко временам, когда саунд «Сплина» во многом определяла флейта Яна Николенко, а «Исчезаем в темноте» навеяна прощальной «До встречи!» с «Сигнала из Космоса». При этом ощущения явной вторичности песен не возникает, даже наоборот, всё в альбоме видится уместным и естественным.
Неожиданно на «Резонансе» прозвучала и новая версия песни «Ковш», впервые опубликованная на альбоме «Обман Зрения». Теперь она называется «Танцуй!», а её текст дополнен несколькими вынесенными в скобки припевами. Осуществлять, как это теперь модно говорить, перезагрузку старых произведений для «Сплина» не впервой, однако на этот раз песня действительно зазвучала по-новому и воспринимается не как ремейк, а как новое самостоятельное произведение.
Как и в первой части «Резонанса», во второй также нашлось место для цитат классиков. Если на «красном» альбоме Александр цитировал Осипа Мандельштама («город, знакомый до слёз»), то теперь вспоминает Владимира Высоцкого («слетает хмель на цифре 37»). Мне в этом видится некий просветительский момент, как это было и в случае с башлачёвской «Петербургской свадьбой». Ведь как бывает: слушает молодой человек пластинку, запоминает строчку из песни, потом узнаёт, что это прямая цитата, ищет первоисточник и таким образом происходит расширение кругозора. Во всяком случае во времена моей юности знакомство с классикой происходило именно таким образом.
Стоит ли считать «ловлю эха» отсутствием идей? Наверное, нет. Скорее, Александр достиг определённых вершин и окончательно определил направленность творчества своего коллектива. В «Резонансе» большей частью слышны отголоски позднего «Сплина», что, на самом деле, поддаётся логическому объяснению: в зрелом возрасте течение времени ощущается не так, как в молодости, мы в нём просто растворяемся и существуем уже не замечая ход, пребывая в своём естественном состоянии. Хорошо, когда в нём присутствует гармония. В «Резонансе», несмотря на временные всплески нервозности, она есть.
Издатель: Navigator records, 2014