Сплин. «Резонанс. Часть 1»
Александр Васильев постепенно перешёл в ту стадию, когда уже не нужно никому ничего доказывать, а можно заниматься тем, что на самом деле интересно. При этом не особо беспокоясь о том, как будет встречена очередная студийная работа группы «Сплин» прессой и поклонниками, что, в принципе, нормально. Так и должно быть: музыкант делает то, что считает нужным, а принимать его творчество или нет – каждый решит для себя сам. Альбом «Резонанс. Часть 1», изданный в начале марта, в этом отношении очень показателен.
Вспоминая предыдущие пластинки «Сплина», я не могу назвать их одинаковыми и похожими друг на друга. Но и какие-то резкие скачки в развитии творчества группы тоже выделить сложно. В то же время начало нынешнего этапа просматривается более-менее ясно, во всяком случае для меня – произошло это на альбоме «Реверсивная Хроника Событий», который можно считать отправной точкой «ловли эха», отразившегося на «Резонансе».
Как и всякую другую, эту пластинку одни примут с восторгом, другие с грустью вынесут вердикт, что «Сплин» закончился. К сожалению, у нас никогда в оценке музыки не существовало золотой середины, да и подвергать анализу услышанное, дать «настояться», привыкли лишь немногие. Довольно часто мы мгновенно забываем то, что сразу не смогли понять, даже не допуская мысли о том, что до понимания некоторых музыкальных произведений необходимо дорасти.
Хочет того кто-либо, или нет – «Сплин» стал серьёзной группой, а Васильев вырос в большого поэта, умеющего как просто поиграть словами («Есть кто-нибудь живой?»), так и мимоходом в лёгкой ненавязчивой форме озвучить «формулу жизни» («Рай в шалаше»). В новых песнях «Сплина» философии гораздо больше, чем лирики. Уже так однозначно не скажешь, что это «девчачьи сопли», как любили говаривать про песни Васильева некоторые коллеги.
По-моему, «Резонанс» – это первый альбом «Сплина», в котором нет песни, явно «забивающей» все остальные. В этом отношении материал ровен, даже несмотря на то, что мелодичные распевные баллады сменяются жёсткими, «топорными», композициями. В аранжировки отлично вписались духовые, струнные и даже реверсы, только непонятно, что именно было прокручено задом наперёд. Да, неоригинально, скажете вы, мол, многие группы давно все эти приёмы использовали в своих произведениях. Но «Сплин», если мне не изменяет память, ранее подобными экспериментами свою аудиторию не баловал.
Ещё мне показалось, что группа, наконец, сформировала свой фирменный узнаваемый саунд. Первые его наброски можно было услышать в «Раздвоении Личности». Помню, тогда мне звук показался странным и «рыхлым», да и сам альбом – недоделанным. Зато «Резонанс», хоть поначалу и напомнил упомянутую пластинку, пришёлся по вкусу. Допускаю мысль, что связано это с тематикой материала, к которой другой саунд вряд ли подошёл бы.
Главное, что показал «Резонанс» – это развитие группы «Сплин». Коллектив не стоит на месте, не сделал из своих ранних успешных пластинок шаблон, по которому клепает остальные, что собственно, и говорит о том, что он жив. Ну а то, что в новом альбоме при желании можно услышать массу отсылок, прежде всего настроенческих, к предыдущим пластинкам, преимущественно, последних лет, так это вполне логично, ведь «Резонанс», как сказал автор работы и о чём вскользь было сказано несколькими абзацами выше – это эхо, которое все мы постоянно ловим.
P.S. Напоследок назову песни, которые мне показались определяющими суть и настроение альбома. Это «Мороз по коже», «Мысль», «Рай в шалаше»», «Среди зимы», «Пусть играет музыка!» и единственная на этой пластинке написанная не Васильевым «Помолчим немного».
Издатель: Navigator records, 2014
Альбом «Резонанс. Часть 1» был издан на компакт-дисках в оригинальном коллекционном исполнении.