Ляпис Трубецкой. “Матрёшка”
Группе «Ляпис Трубецкой» удаётся выпускать новые альбомы в самое подходящее для этого время. Предыдущая их работа «Рабкор» пришлась кстати на волне протестных настроений после выборов в России, когда благодаря тематике составиших её песен пластинка нашла отклик в сердцах большого количества слушателей. Новый и, возможно, последний альбом коллектива, носящий название «Матрёшка», опубликованный в начале марта, у многих ассоциируется с событиями, происходящими сейчас на Украине и связанной с этим информационной войной. Сами музыканты поспешили сделать заявление о том, что материал альбома был написан задолго до них, хотя зачем нужно было заострять на этом внимание не совсем понятно. Всё равно каждый поймёт его «в меру своей испорченности».
Материал «Матрёшки» не удивил. По большому счёту, получилась нормальная пластинка, составленная из песен, ориентированных на подростковую аудиторию. Некоторые из композиций будут обязательно притягивать за уши к тем или иным событиям, как это уже произошло с «Воинами света», на которую кто-то смонтировал ролик с кадрами, снятыми на киевском майдане, тем самым делая «Ляписа Трубецкого» певцом революции, которая, как известно нам из истории, всегда пожирала своих детей. А уж воспевателей в конечном итоге при первой возможности перемалывала своими безжалостными жерновами. Впрочем, сами «певцы» спустя короткое время разочаровывались в идеалах, а «воины добра» для них становились ангелами ада. Интересно, помнит ли об этом Сергей Михалок или нет?
В открывающей альбом «Матрёшка» одноимённой композиции рисуется, надо понимать, ужасающая действительность. Тут тебе и «православные радары», «воскресшие вожди ГУЛАГа», и «казачий патруль по вокзалам», и воскресающий под звон олимпийских побед «картавый карлик». Это, по всей видимости, очевидное зло. Интересно, почему в противовес ему не перечислены поимённо воины добра? Да и действительность в видении Михалка получилась какой-то однобокой. Справедливости ради можно было бы вспомнить уже подзабытых Pussy Riot, бессмысленные хождения представителей интеллигенции по площади, журналистов «Дождя»… Думаю, картина вышла бы более полной, а по степени идиотизма и опасности для массового сознания могла бы составить неплохую конкуренцию озвученному в песне.
Вообще, «Матрёшка» весьма противоречивая работа. С одной стороны, музыканты ратуют за свободу, обращаясь при этом к политически-активной массе, которой само понятие свободы чуждо в принципе. Разве может человек, имеющий представление о ней, ставить себя выше кого-либо? Ведь за свои права такие обычно выступают не считаясь с правами и желаниями своих противников. Обычно результатами этой бесполезной борьбы пользуются последние сволочи. Какая-то часть общества в той или иной степени свободы лишится. Именно поэтому поэту, имеющему влияние на аудиторию, тем более подростковую, следовало бы помнить не только о правах, но и об обязанностях. Иногда сказанное в прикол слово может обернуться трагедией. Не всё на свете белом, к сожалению, хиханьки да хаханьки. Да и клоунаду кто-то неизбежно примет всерьёз.
Но есть в песнях с «Матрёшки» и полезные советы. Например, призыв воздерживаться от просмотра телевизора, чтения газет и слушания радио, звучащий в припеве композиции «Телевизор». Более чем уместен призыв «убить в себе государство» – цитата из песни Егора Летова, кавер на которую присутствует на пластинке. Кстати, это уже вторая версия этой композиции, сделанная «ляписами». Отмечу, что тот вариант звучит намного лучше, чем тот, что был сделан ими для трибьюта «Г.О.» уже много лет тому назад.
В музыкальном плане альбом «Матрёшка» прост. Аранжировки здесь без изысков, что, в принципе, и понятно – «Ляпис Трубецкой» на последнем этапе существования больше внимания уделяет драйву, чем, скажем так, эстетике. Как всегда шикарно звучит духовая секция. Самой «цепляющей» песней для меня в «Матрёшке» стало произведение «Командир». Ради неё и «Государства» стоило слушать работу до конца. Остальные песни, увы, не впечатляют – слишком уж они однообразны в музыкальном плане, а в текстовом напоминают пропагандистские листовки. Тем не менее, ознакомиться с этой работой рекомендую – хотя бы для того, чтобы быть в курсе современного «андерграунда» и сформировать своё мнение о том, кого мы потеряем осенью (недавно Сергей Михалок объявил о роспуске «Ляписа Трубецкого») – гениальных балагуров и провокаторов или реальных героев современной рок-сцены.
Издатель: Союз-мьюзик, 2014
Альбом “Матрёшка” был издан на виниловых пластинках компанией “Союз”.