Пилот. «13»
Ещё только начиная работу над очередным альбомом Илья Чёрт пообещал поклонникам, что он будет в духе предыдущего, то есть без каких-либо экспериментов, а наиболее близким к тому, с чего, собственно, «Пилот» и начался. Многие восприняли это буквально и ожидали либо новой «Сказки о Прыгуне и Скользящем», либо «Джоконды», либо «Рыбы, крота и свиньи». Наиболее разумные предпочли дождаться результата и оценить то, что в конечном итоге получилось. А вышло, как всегда, не то, на что большинство рассчитывало.
Пластинка получилась внешне концептуальной. Музыканты решили сыграть на совпадении чисел и активно его использовали: альбом был назван «13», согласно порядковому номеру в официальной дискографии «Пилота», выпущен он был в 2013 году, а основной трек-лист включает в себя 13 композиций. На самом же деле, на пластинке представлены ещё три кавера – очередная версия «Сибири» «Смысловых Галлюцинаций», сложно сказать какая по счёту, «Союз композиторов» архангельского «Облачного Края» и «Запой» Высоцкого. Но бонусы – они на то и бонусы, чтобы выпадать из общей канвы произведения, поэтому заострять внимание на них не хочется. Лучше обратиться к другим произведениям с пластинки.
К записи альбома «13» «Пилот» приступил в обновлённом составе. В группу пришли барабанщик Никита Белозёров и бас-гитарист Сергей Вырвич, игравший ранее в бутусовском «Ю-Питере». Обновление ритм-секции должно бы было что-то изменить в общем саунде группы, но каких-то видимых перемен лично я не заметил. Фактически группа звучит также, как раньше, даже ориентиры в саунде остались прежними. Очень многие песни с альбома звучат как творения группы Tequilajazzz и если в «Счастливом билете» эти отголоски лишь слегка заметны, то треки «Пароль» и «Из лета письмо» это просто такой явный пламенный привет Евгению Фёдорову.
Впрочем, старших коллег Илья Чёрт цитирует не в первый раз. Достаточно вспомнить давние композиции, к примеру «Рок», «Ч/б», «Транзит». На самом деле – это нормальная для музыканта практика, когда за основу берутся, часто неосознанно, известные произведения. Уж точно расценивать их как отсутствие собственных идей не стоит, хотя бы до тех пор, пока цитирование не становится доминантой творчества, постепенно превращая самобытную творческую единицу в пародиста, причём случается, что музыканты начинают пародировать самих себя то ли запутавшись в попытках создать что-то принципиально новое, рассчитывая уйти от штампов, то ли надеясь повторить былой успех…
Странно, но слушая «13» мне показалось, что Илья не взрослеет. Даже наоборот, многие песни из его раннего творчества куда более зрелые и серьёзные, чем сегодняшние. Возможно, это часть философии автора, которую до конца поймут лишь избранные, а может, осознанный выбор в пользу упрощения своего творчества. Ведь сложные для восприятия работы «1+1=1» и «Содружество» для большей части аудитории так и остались непонятны, хотя в них и был заметен рост Ильи как независимой творческой единицы, что придаёт этим альбомам куда большую ценность, чем последовавшим за ними.
Из положительных моментов альбома «13» отмечу наличие струнного оркестра и духовой секции. Они действительно украсили некоторые песни пластинки, без этой поддержки оказавшиеся бы в проигрыше. Самой убедительной песней альбома, по моему субъективному ощущению, является «Отстрелялся», ибо в ней присутствует не наигранная радость или умелое оперирование опытом духовных практик, а та самая душевность, за которую в 90-х «Пилот» полюбили многие сегодняшние фаны.
Думаю, что успехом эта пластинка будет пользоваться у тех, кто слушает «Пилот» на протяжении многих лет и больше по инерции. Вряд ли группе удастся расширить с её помощью круг своих поклонников. Раскрученные по радио хиты типа «Сумасшедшим жить легко» и «Счастливый билет» подходят разве что для фонового прослушивания через эфир и потенциальных слушателей вряд ли привлекут. А ведь группа способна на большее. Остаётся надеяться, что следующий альбом будет убедительнее и интереснее нынешнего.