CD: Александр Ф. Скляр. “Слово и Дело”
В жизни каждого человека периодически наступают моменты, когда хочется остановиться, оценить критическим взглядом то, что было когда-то сделано, и подвести итог определённому этапу своего пути. Как правило, это случается накануне юбилейных дат. Подводятся же итоги для того, чтобы исправить совершённые ранее ошибки, завершить несделанное, а после этого двинуться дальше. Наиболее ярко знаменательные даты празднуют музыканты, приурочивая к ним праздничные концерты и специальные релизы.
В марте этого года 55-летие праздновал Александр Ф. Скляр, получивший известность среди неформальной публики как фронтмен группы «Ва-Банкъ», а также как организатор и главный идеолог альтернативного движения «Учитесь плавать». Но время неумолимо брало верх. Сначала сошло на нет движение альтернативщиков, потом распался «Ва-Банкъ», сам же Скляр продолжил сольную карьеру. Уже после распада группы он записал несколько альбомов, последний из которых вышел непосредственно перед днём рождения музыканта. Пластинка называется «Слово и Дело» и является своеобразным подведением итогов творческой деятельности Александра Феликсовича сразу за несколько десятилетий.
«Слово и Дело» имеет несколько эпиграфов и один подзаголовок, являющийся ключом к расшифровке смысловой нагрузки пластинки – «Любимые песни Васи-Совесть». Для тех, кто не в курсе, следует пояснить, что Вася-Совесть – это персонаж повести культового писателя Виктора Пелевина «Нижняя Тундра», который по каким-то причинам приглянулся Скляру. Да так, что он посвятил ему ряд своих песен. Впервые композиции о Васе-Совести появляются в альбоме 1999 года «Нижняя Тундра», являющимся своеобразным саундтреком к упомянутому выше произведению Пелевина.
Поскольку подборка песен, составивших «Слово и Дело», составлена от лица одного из их персонажей, то и рассматривать их следует с его точки зрения. Вася-Совесть, как выясняется из посвящённой ему композиции, является человеком с трудной судьбой, бездетным вдовцом, по стечению обстоятельств угодившим в тюрьму, но не сломившимся и сохранившим благородство. Ему хватило сил и мужества, чтобы бросить вызов адептам несправедливости и безнравственных устоев. Место его прописки – Долгопрудный. Согласно Скляру, для местных жителей он одновременно и герой, и тот, кем «пугают детей». Логично предположить, что такому человеку понравятся лёгкие задушевные песни, что-нибудь типа шансона. Так оно и выходит.
Составившие «Слово и Дело» песни Вася-Совесть вполне мог бы исполнять во время застолий в тесной компании близких друзей. Только аккомпанемент, скорее всего, был бы немного беднее. Скорее всего, он бы ограничился гитарой, а друзья просто подпели бы ему. Но поскольку Вася-Совесть неуловим, спеть за него решил Александр Ф. Скляр, точно также собравшись с друзьями и записав альбом «живьём» в студии, «вместе и на месте».
Часть составивших пластинку композиций в своё время исполнялась группой «Ва-Банкъ» в совершенно иных аранжировках. Они были намного жёстче, а общий саунд был ощутимо грязнее. Но в сольном творчестве Скляра от жёсткости и бескомпромиссности «Ва-Банка» не осталось и следа. И если его раннее творчество было востребовано ограниченным числом неформалов, то в нынешних аранжировках даже песни «из прошлого» с интересом послушают меломаны, любящие самую разную музыку. Хорошо это или плохо? Наверное, всё же хорошо. Ведь если бы сегодня Скляр вышел на сцену и прорычал что-нибудь на мотив «Кудрявой», это, скорее всего, вызвало бы недоумение у публики. Во всяком случае, выглядело бы фальшиво.
Несмотря на «комфортность» аранжировок, «Слово и Дело» звучит плотно и убедительно. Открывает его бодрая композиция «Пилоты», знакомая фанам «Ва-Банка» ещё по альбому «Нижняя Тундра». После неё звучит лёгкий вальс «Таня-Душа» и далее начинается ретроспектива по хитам, в число которых попали «Не реви!», «Секреты», «Солдат», «Чёрное Знамя», «Честь по Чести». Столь разные по настроению и содержанию песни удивительным образом сплетаются в единое полотно, полностью соответствующее обозначенной концепции («Любимые песни Васи-Совесть»).
Сильнейшие номера альбома – открывающая его «Пилоты», жизненная зарисовка «Солдаты», застольная «Честь по Чести», условно-заглавная «Вася-Совесть». Особняком стоит, наверное, главная песня Александра Ф. Скляра «Чёрное Знамя». Написать такую – редкая удача для музыканта. Она одинаково убедительно звучит в любой аранжировке, будь то акустика (альбом «На кухне»), будь то электричество на выступлениях «Ва-Банка». Здесь же это разудалая цыганочка, так и манящая пуститься в пляс.
Сложнее всего оказалось принять «Охоту на волков» Владимира Семёновича Высоцкого. В исполнении Скляра она утратила надрыв и загнанный волк уже не вызывает ни сострадания, ни сочувствия, ни тем более – восхищения. Теперь в ней появились некие весёлые нотки, как будто зверь насмехается над охотниками и знает, что при первой возможности сиганёт за флажки, оставив людей с ружьями с носом. Тут уж невольно принимаешь сторону охотников. У Высоцкого волк отчаянный, у Скляра – наглый. Но ведь и время теперь другое, как и охотники с жертвами.
В целом же после прослушивания альбома можно констатировать, что Скляр хоть и постарел и не радует былым драйвом, но продолжает выпускать убедительные серьёзные альбомы для взрослой публики. «Слово и Дело» придётся по душе тем, кому далеко за тридцать, но вряд ли привлечёт внимание молодёжи. Александр Феликсович становится всё «интеллигентнее» и из оголтелого рокера окончательно превращается в достойного шансонье, т.е. профессионального артиста эстрады, делающего качественный музыкальный продукт.
[nggallery id=38]
Издатель: Союз-мьзик, 2013