CD: Электрические Партизаны. “Дзен-Анархия”
Отечественных рок-музыкантов можно условно разделить на две категории: тех, в чьём творчестве доминантой является протест и тех, кому важнее созидание и наблюдение. Первых в последнее время принято превозносить и славословить, называя «рукопожатными», вторых клеймить позором, именуя «продавшимися». Нередко представители «протестного рока» выступают с обвинениями в адрес «созидателей», искренне полагая, что именно их позиция является единственной правильной.
Один из борцов с несправедливостью мироустройства – лидер группы «Электрические Партизаны» Вадим Курылёв. В своём творчестве он пропагандирует анархические идеи, придавая им романтическое настроение. Основными его мишенями можно назвать государство в любом его проявлении и официальную церковь. Впрочем, сегодня этим мало кого можно удивить. Протест стал мейнстримом и Курылёва вполне можно было бы назвать конъюнктурщиком, что, наверняка, сделает любой, кому придётся не по душе его творчество, но поскольку свои идеи музыкант озвучил на вчера и даже не позавчера – нет никаких оснований сомневаться в его искренности.
Альбом «Дзен-Анархия», изданный в 2009 году, можно назвать первой масштабной атакой «Электрических Партизан». Именно с этой работы началась «разъяснительная работа и пропаганда анархических идеалов», обозначенная во втором пункте манифеста группы. До этого Вадим сочинял красивые лирические песни и, казалось, находился в стороне от политики. А может, протеста ему хватало в рамках «ДДТ», гитаристом которой он был до 2001 года. Так или иначе, но в «Дзен-Анархии» довольно чётко обозначилось мировоззрение Курылёва, которое по сей день остаётся неизменным.
Само название пластинки – всего лишь поэтический образ. В пояснении к альбому автор подчёркивает, что термин «дзен-анархия» нельзя отождествлять с каким-либо социально-политическим направлением. Ещё один важный момент – на официальном сайте «Электрических Партизан» дано краткое пояснение к каждому треку с пометкой «к прочтению обязательно» с тремя восклицательными знаками. То есть, автор фактически лишает слушателя возможности трактовать его произведения по-своему, не оставляя права на интерпретации. Что ж, от «просветительской» работы иного ждать и не приходится.
По всей видимости, Вадим прекрасно осознаёт, что его потенциальный слушатель – романтически настроенный подросток-переросток, который ещё способен искренне верить в то, что в один прекрасный момент механизм государства сломается и все в один момент станут счастливыми и довольными. С ним он и делится своими идеями, выставляя героями бунтующих студентов (подполная немецкая организация R.A.F., о которой поётся в песне «Звезда и Автомат»), украинских повстанцев и их предводителя Нестора Махно и недвусмысленно давая понять, что лишь выступая против всех известных сегодня мироустройств можно добиться построения нормального общества.
Кажется, это мы уже давно проходили. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим»… Ведь было же? И на исторических примерах мы видим, что в итоге строится примерно та же самая модель, которая была прежде, только тот, кто был никем вдруг становится всем и анархисты тут, к сожалению, не исключение. Что начинается обычно потом, каждый мало-мальски знакомый с историей человек тоже знает. Вариант установления анархии столь же утопический, как построение коммунизма. Бескровным он не будет. А коли так – то какой с неё прок? Счастья на крови не построишь.
Музыкально альбом, на мой взгляд, слишком однообразен. Это при том, что аранжировки Вадим делать умеет, свидетельством чему могут служить произведения из репертуара «ДДТ». Странно, что в «Электрических Партизанах» музыке уделяется не так много внимания. Минимализм, конечно, тоже не так плох, да только при более разнообразной тематике песен. Тем не менее, отдельные номера «Дзен-Анархии» получились очень даже неплохо. Например, разудалая «Гуляй-Поле», посвящённая «героям-махновцам», или красивая легенда о Несторе Махно, ставшем журавлём, чтобы ради продолжения борьбы вывезти за границу золото, рассказанная в «Солнце в Кисете».
Лучшим номером пластинки я бы назвал композицию «Молекула Ветра». Есть в ней какая-то светлая грусть, благодаря которой она выделяется из общего фона. Сами же музыканты посчитали «боевиками» песни «Малиновка Летит на Север» и «Звезда и Автомат», на которые были сняты видеоклипы. Кстати, они представлены в качестве бонуса на официальном издании диска.
По всей логике, «Дзен-Анархия» должна прийтись по душе активно выступающей против режима молодёжи. Однако для роли трибуна Курылёв слишком интеллигентен. Или, правильнее – романтичен. Ведь, надо признать, свои идеи он озвучивает не «прямо в цель», а пытается облачить их в художественные формы. И это у него получается.
Издатель: Выргород, 2009