Александр Васильев рассказал об “Обмане Зрения”
8 октября 2012 года вышел в свет одиннадцатый номерной альбом группы «Сплин» под названием «Обман зрения», запись которого была произведена на петербургской студии «Добролет» звукорежиссером Андреем Алякринским. В тот же день в клубе «16 тонн» состоялась пресс-конференция Александра Васильева, приуроченная к этому событию.
Альбом ждали долго – 3 года. За всю историю группы такого долгого перерыва между студийными работами у «Сплина» пока еще не было. Чего же не хватало: материала или вдохновения? Лидер группы, Александр Васильев, объяснил это большим количеством концертов, на которых исполнялись старые песни и отсутствием внутренней необходимости записывать новую пластинку до тех пор, пока не прошло желание отыгрывать предыдущие.
Присутствующие по достоинству оценили фирменное звучание «Сплина», на что Александр Васильев заметил: «Фишка в том, что пол-альбома записано на iPad. Все, что неживое, это все записано на iPad, а в дальнейшем смикшировано. Это влияние времени». Вот так группа идёт в ногу со временем.
Оформление альбома вполне соответствует его названию. Разглядывая обложку и буклет, видишь, как река переходит в дорогу и наоборот, однако контуры одни и те же – вот он, обман зрения.
Музыканта спрашивали о вдохновении, музыке и текстах, а также о творческих планах. Отвечая на вопросы, Васильев сказал, что уже около полутора лет назад перестал увлекаться восточной эзотерикой, но, несмотря на это, любовь к повторам строк, мантрам и шаманизму осталась. Но есть в альбоме и такие композиции, где ни одна строка не повторяется. В общем, всего в меру. Также лидер «Сплина» отметил, что очень редко пишет музыку и текст раздельно, как правило, они появляются одновременно: «Музыкальная строка способна вытянуть за собой поэтическую, и наоборот».
Помимо прочего, Александр сообщил, что в его багаже уже достаточно материала на очередные «Черновики», однако их запись будет осуществлена по-новому. Он ждёт, когда все это вырастет в полноценный альбом. Не исключает Васильев и проведения выставки собственных художественных творений, но при условии, что наберется достаточное количество материала.
Вопрос-ответ
– Можно ли сказать, что у всех Ваших альбомов настроение «сплин»? Может ли «Сплин» записать радостный альбом?
– Достаточно одной песни «Мы сидели и курили» и … все понимают, что у нас всё в порядке.
– Всякие волнения, ситуация в стране на Вас как-нибудь влияют, на Ваше творчество или Вам альбом – это внутреннее состояние?
– Это внутреннее состояние, всё, что происходит во внешнем мире, накапливается внутри и превращается в песню.
– Александр, а что Вы думаете о музыке «Pussy Riot»?
– Замечательное исполнение, по моему очень яркое, весь мир отреагировал.
– У вас на сайте периодически появляются странные даты, например «Группа поздравляет с Новым 2552 годом», что это означает?
– То, что я сижу в Тайланде и мне крайне скучно. По календарю наступает 2552 год, как всех не поздравить в РФ с таким радостным событием?!
– Нужно ли объяснять, о чем поется в песне, или должно быть всё понятно?
– В песне не всё должно быть понятно. Она должна вызывать вопросы.
В альбом вошло 14 композиций. Вопрос вызвала композиция под номером 10: «Праздник (другая точка зрения)». Дело в том, что ранеее она уже входила в альбом «Раздвоение личности». Александр Васильев отметил: «Это совершенно другая песня. Если сравнить «Праздник» с «Раздвоения личности» и «Праздник» здесь, это две разные песни абсолютно. Там другой размер, другая мелодия, другая тональность, другая аранжировка».
«Чёрная Волга» – «Это эпитафия уходящей эпохе. Я её так и объявляю на концертах. Это символ эпохи, который растворился совсем недавно среди иномарок. Это был показательный, страшный автомобиль, он растворился и больше я его не вижу на улицах», – рассказал Александр Васильев.
В «Обмане Зрения» Васильев дважды обращается к Александру Башлачёву. По словам музыканта, это обусловлено «внутренней болью». Первый раз это «Петербургская свадьба», которая готовилась для трибьюта СашБашу, организованного Дмитрием Ревякиным, второй – песня «Летела жизнь», посвященная гениальному рок-барду. Есть в альбоме еще одно посвящение, американской поэтессе Сильвии Плат, как и Башлачев добровольно расставшейся с жизнью. В память о ней написана «Страшная тайна».
Зашёл разговор о кавере на песню Бориса Гребенщикова «Пепел». Просили объяснить выбор.
Александр Васильев: «Там очень необычная гармония. Мне нравятся такие дела, потому что «Аквариум» – это барокко – музыка и вокруг неё правильные гармонии, все соблюдено в гармонии. А тут уже у Бори в гармонии было заложено нечто необычное, и Курёхин такого туда добавил, что мы использовать даже не стали. Потому что когда мы попытались воспроизвести то, что он там играл, мне, например, жутко стало. Я попросил это не играть. Видимо Сергей этими гармониями раскачал своё сердце саркомой, я не шучу, мне кажется, эти две вещи взаимосвязаны. Поэтому я просто побоялся использовать эти ноты в этой лирике».
Естественно за этим последовал вопрос об отношении Васильева к творчеству Сергея Курёхина.
Александр Васильев: «Он всегда уходил от штампов, от любых. Вы же помните его музыкальные и телевизионные выступления. Ему нравилось разрушать стереотипы, штампы, но в итоге он и своё сердце собственное разрушил. Поэтому если хочешь долго жить, надо, конечно, искать какой-то компромисс между разрушением и саморазрушением, между гармонией и разрушением. Что-то, безусловно, подлежит уничтожению, немедленному. В музыке-то уж точно, но в чём-то надо искать гармонию. Он раскачал сердце так, что это редчайшее заболевание на миллион человек…».
Одной из первых песен из «Обмана зрения» поклонники услышали «Дочь самурая». Александр Васильев рассказал её историю: «Мы представляем её как песню-посвящение той девочке, которая пострадала во время бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 45-ом году. Она страдала от лучевой болезни и умирала. Врачи сказали ей сделать 1000 бумажных журавликов. Эта песня в поддержку ей, просто, чтобы она не раскисала и успела сделать свою тысячу. Легенда в том, что она до сих пор жива и до сих пор делает журавликов, тысячу просто не сделала. И не сделает никогда. Но будет жить…».
На этой ноте пресс-конференция завершилась. Александр поблагодарил всех собравшихся за то, что приехали, что пришли, что фотографировали и задавали вопросы. Напомню, что московская презентация «Обмана зрения» состоится 9 ноября в Stadium Live. Кстати вот такие наблюдения за публикой сделал Александр Васильев в разных уголках планеты: «Вообще ничем не отличаются. Везде залы разные, люди везде разные, а реакция везде одна и та же. Проверено уже за много-много лет. Что Америка, что Ижевск и ржут в одних и тех же местах, и плачут в одних и тех же местах».
[nggallery id=4]