Черная Метка (альбом) – группа “Алиса”
«Чёрная Метка» – альбом группы «Алиса», записанный в 1994 году и изданный осенью на компакт-дисках и магнитофонных кассетах компанией Moroz records. Первый удачный опыт сотрудничества коллектива с западными саундпродюсерами. Альбом посвящён памяти гитариста Игоря Чумычкина, трагически погибшего весной 1993 года.
История альбома «Чёрная Метка»
Зимой 1993 года группа «Алиса» выпустила альбом «Для тех, кто свалился с Луны», волею судьбы ставший последним, записанным в золотом составе. После его выхода коллектив отправился в тур по городам России, последний концерт которого состоялся 2 апреля в Уфе. 12 апреля 1993 года под действием наркотиков из окна своей квартиры выбрасывается гитарист Игорь Чумычкин и практически сразу о своём уходе из группы объявляет клавишник Андрей Королёв (ныне священник Русской Православной Церкви), не выдержавший гибели друга. «Алиса» до осени практически полностью прекращает концертную деятельность.
Впрочем, первые намётки этого альбома появились ещё во время работы над «Для тех, кто свалился с Луны». В интервью радио SNC в 1992 году Константин Кинчев абстрактно говорил о намерении записать альбом под названием «Чума». Более определённо об этих планах он рассказал в интервью Нине Барановской для книги «По дороге в рай». Перечисляя песни, которые войдут в альбом, для которого тогда уже было придумано название «Чёрная Метка», он называл «Звезду свиней», изданную лишь в 2000 году в альбоме «Солнцеворот», «Спокойная ночь» Виктора Цоя, в исполнении «Алисы» так и не воплощённая в студийном качестве, а также песни «Дурак», «Жги-гуляй», «Белая невеста», «Поезд» (изданная под названием «Паскуда») и неизвестные произведения «Земля в воде» и «Агония» (возможно, впоследствии переработанные и изданные под другими названиями).
После смерти Игоря Чумычкина группа пребывала в растерянности и музыканты не знали, что делать дальше. В интервью газете «Шабаш» барабанщик Михаил Нефёдов говорил, что новый альбом будет условно разбит на две части, причём в первую войдут концертные записи, сделанные с участием Чумы (назывались песни «Чёрная метка», «Дурак», «Жги-гуляй» и «Чёрная рок-н-ролл мама»), а во вторую – новый материал в студийном качестве. Издать всё это предполагалось на виниле, однако с течением времени планы группы снова изменились.
Интересно отметить, что в том же интервью Нине Александровне Барановской Кинчев говорил, что записать альбом «Чёрная Метка» хочет с минимальным количеством наложений. Он говорил о планах подогнать к репетиционной точке передвижную студию и записать материал предельно быстро. Также, как это было с альбомом «Блокада». Однако, работа над новым альбомом растянулась на долгие восемь месяцев, в течение которых музыканты сменили пять студий звукозаписи, а сводить пластинку и делать мастеринг поехали в Германию.
Начальный этап работы над «Чёрной Меткой» проходил на студии ВПТО «Видеофильм». Однако, в самом разгаре процесса студия была опечатана и музыкантам пришлось переместиться в Центр Стаса Намина (SNC). Расписание было составлено таким образом, что время «Алиса» выпадало на ночные смены. В конечном итоге музыканты были вынуждены снова сменить студию и заканчивали работу над диском у «Весёлых ребят». Сведение выполняли в Кёльне на студии Heartbeat.
Трактовка названия альбома
Альбом «Чёрная Метка» группы «Алиса» задумывался Константином Кинчевым как попытка исповеди. В интервью начала 90-х он часто говорил, что перед тем, как начать проповедовать, необходимо исповедаться и стать чистым листом. Каждая песня в альбоме посвящена страстям, обуревавшим музыкантов в то время. Много внимания уделено теме вреда наркотиков. Лидер «Алисы» характеризовал альбом как жёсткий и злой, объясняя это тем, что отпевать покончившего с собой друга мягкими песнями невозможно.
Под «чёрной меткой» подразумевается медиатор. Он же является символом альбома. В форме медиатора сделано лицо Константина Евгеньевича в шутовском колпаке на лицевой стороне обложки диска, в той же форме выполнены прорези для глаз в ладонях. Его же держат в руках музыканты и девочка (старшая дочь Кинчева) на размещённой на задней стороне обложки диска фотографии. Медиатор также встречается в рисунках, размещённых в прилагавшемуся к CD буклете, который разработала уфимская студия «Муха».
Объясняя название, Константин Евгеньевич говорил, что каждый, кто взял в руки медиатор уже приговорён к рок-н-роллу по жизни. Это означает, что такому человеку придётся столкнуться со страстями, присущими рок-музыке. В рекламе альбома Кинчев читает четверостишие поэта Николая Гумилёва из стихотворения «Волшебная скрипка», намекая на связь рок-музыки с тёмными силами:
Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей.
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Рыщут бешенные волки по дороге скрипачей.
Варианты издания альбома
Релиз «Чёрной Метки» состоялся осенью 1994 года. Альбом был издан на компакт-дисках и магнитофонных кассетах компанией Moroz records. Полная версия работы была опубликована только на CD, на кассетах отсутствовала песня «Жги – гуляй».
В 2003 году альбом переиздаёт студия «Союз». Ни бонус-треков, ни многостраничного буклета в этом варианте издания не было. В 2009 году запись выпускает компания Real records в собственном варианте оформления в составе коллекционного бокса.
В 2014 году «Чёрная Метка» выходит на лейбле «Мистерия звука». Впервые за 20 лет диск выпущен в каноническом оформлении, то есть с оригинальным многостраничным буклетом. Это издание упаковано в шестиполосный диджипак.
Алиса – Чёрная Метка – виниловая пластинка
В 1994 году альбом на дисках-гигантах не издавался, хотя планы выпустить его на этом носителе были. Проблема заключалась в хронометраже – фонограмма просто не помещалась на пластинку, да и носитель уже стремительно терял популярность. Заводы, производящие диски, закрывались и выпускать винил было просто негде. Впервые на дисках-гигантах одну из лучших работ «Алисы» удалось выпустить лишь в 2014 году.
Релиз альбома «Чёрная Метка» на виниле осуществили компании «Мирумир» и «Мистерия звука». В качестве аудио-источника для этого издания использовались сохранившиеся оригинальные магнитные ленты. Необходимый для винила мастеринг выполнил звукорежиссёр Евгений Гапеев.
Винил «Чёрная Метка» группы «Алиса» произведён в Чехии. Альбом напечатан на 180-граммовых дисках-гигантах чёрного цвета. Пластинки упакованы в разворотные конверты, также содержат внутренние иллюстрированные конверты с текстами песен. Специально для релиза было отреставрировано оригинальное оформление альбома.
Бонусом к изданию прилагается 24-страничный буклет с комиксом, выпущенным в начале 90-х студией «Муха». Сам комикс является сагой в трёх частях: «Чёрная Метка», «Для тех, кто свалился с Луны» и «Земля», главным героем которой является лидер «Алисы» Константин Кинчев, в жестокой схватке побеждающий злых магов и спасающий землю от зла. Комиксы пользовались большой популярностью среди алисаманов, но к сегодняшнему дню стали коллекционной редкостью.
Трек-лист альбома
Две вошедшие в эту работу песни написаны Игорем Чумычкиным («Паскуда» и «То ли про любовь, то ли про беду»), ещё к двум он написал музыку («Чёрная метка», «Белая невеста»). Музыку к песням «Чёрная рок-н-ролл мама», «Атеист» и «Умереть молодым» написал Андрей Шаталин. Песня «Жги-гуляй» написана Кинчевым в соавторстве с Петром Самойловым.
Отдельно стоит отметить, что единственная песня в альбоме, которую музыканты свели сами – это «Умереть молодым». Её звучание действительно заметно отличается от остального материала.
- Чёрная метка
- Паскуда
- Чёрная рок-н-ролл мама
- Белая невеста
- Дурак
- Жги-гуляй
- Атеист
- Умереть молодым
- То ли про любовь, то ли про беду
К трём песням из альбома «Чёрная метка» были сняты видеоклипы. Первым был представлен снятый Виталием Мухаметзяновым клип «Паскуда», вслед за которым появились «Белая невеста» (режиссёр Олег Флянгольц) и «Атеист» (режиссёр Максим Масальцев). Сам Константин Кинчев отмечал, что ему больше остальных нравится клип «Атеист», поскольку в нём больше динамики.
Алиса – Чёрная Метка – слушать
Участники записи
Альбом «Чёрная Метка» записывался основным составом группы «Алиса» при помощи сессионных музыкантов. Над пластинкой работали Денис Канов (гитара), тогдашний вокалист «Коррозии Металла» Сергей «Боров» Высокосов (сыграл на гитаре в «Паскуде» и подпел в «Чёрной метке»), Владимир Осинский (клавишные), Рушан Аюпов (баян), Сюзанна Расс (голос ведьмы в начале песни «Чёрная рок-н-ролл мама»). После выхода альбома Боров некоторое время гастролировал с группой в качестве второго гитариста, но музыканты не сработались и в конечном итоге расстались.
- Константин Кинчев – голос;
- Пётр Сергеевич Самойлов – бас, голос;
- Андрей Шаталин – гитары;
- Денис Канов – гитара, голос;
- Михаил Нефёдов – барабаны;
- Сергей Высокосов – гитара (2), голос (1);
- Владимир Осинский – клавиши (9);
- Рушан Аюпов – баян (5, 9);
- Певчие церквей православных (А.Кулешов, Ю.Вишняков, А.Каянкин, В.Рацкевич, О.Наумов, В.Фёдоров) – вокал (9)
- Susanna Rass – голос ведьмы (3).
Выход альбома музыканты отметили «Метка-туром», в рамках которого «Алиса» выступила самых отдалённых регионах России. В январе 1995 года презентация альбома «Чёрная Метка» была показана в прямом эфире «Программы А» Российского телевидения. В 2014 году в Москве и Санкт-Петербурге прошли концерты, посвящённые 20-летию пластинки.
К разделу: АЛЬБОМЫ ГРУППЫ “АЛИСА”
Дополнительные материалы
- История одного концерта: “Алиса” на Шаболовке (презентация альбома “Чёрная Метка”, видео)