Синхронный контрапункт, или Как “Адаптация” в Санкт-Петербурге выступила
Части людей, занимающихся кино, знаком термин «синхронный контрапункт». Это значит, звук подходит к изображению чисто с механической точки зрения, а вот по настроению или смыслу значит совсем другое. Зачастую, противоположное. Недавний концерт «Адаптации» в клубе «Манхеттен» тому пример.
Да – мрачные, неуютные, зачастую трагические песни Ермена. Но сам концерт получился каким-то добрым, даже по-своему умиротворяющим. Мол, «все свои» или «чувствуйте себя как дома».
Даже звук был помягче, чем на осеннем электричестве – по крайней мере, в ушах после выступления не звенело (наверное, это не касается тех, кто находился рядом со сценой, но я в обоих случаях сидел одинаково далеко). Ритм- и бас-гитара сливались в благородном рычании, а иглы барабанов сшивали их полотно, ни разу не уколов публику сильнее, чем она бы того хотела. Кстати, и на новом альбоме «Пластилин» вовсе нет скрежета или лязга — причем, не только без ущерба для агрессивности, но даже во благо ей.
Столики для слушателей в этом клубе располагаются рядом со сценой — нет впечатления, что исполнитель недосягаем. Напротив, это было похоже на беседу в узком кругу, где можно откровенничать как угодно. Ермен, в общем-то, этим и занимается — через творчество. Кстати, песня «Черная месса» (я о ней уже писал, кстати), наконец-то прозвучавшая в электричестве, по степени откровенности больно напоминает «Встретимся» — рушатся маски, горит четвертая стена, лирический герой падает на слушателей. Вот интересно, в какой же альбом она войдет, и что там будет со звуком? Не представляю ее в стерильно-форматной обработке.
Панки рядом со сценой прыгали, слемились и даже иллюстрировали песни жестами – их пантомимы можно было смотреть как клипы. Такой вот диалог через музыку и танец. Кроме шуток, очень искренняя реакция.
Главный сюрприз – песни группы «Передвижные Хиросимы». Ермен сказал, что решили их поигрывать на концертах, чтоб о группе не забывали. «Слезы капают в кофе», «Возвращение героя» и болезненно-горькая «Были индейцы в городе», исполнение которой, если я правильно расслышал, посвящалось памяти Чёрного Лукича. Эти песни не похожи на то, что сочиняет Ермен, и их появление в трек-листе серьезно разнообразит концерт.
И, все же – повторюсь, в атмосфере не было той давящей безысходности, которая проглядывается в лирике. «Ноябрь в окно» – не исповедь, а умудренная ностальгия, «Будущего нет» – не приговор, а фига в кармане. Может, просто из-за того, что весна?
Маяк над соломенным городом
Весна на Заречной улице
Hа небе светили разведчики
Живые и огнеупорные
И вот что об этом я думаю
Любовь да и только не хватит слов
Чтоб обо всём рассказать или просто спеть
Да и не поверит теперь никто