Рецензия: Телевизор – Ихтиозавр
Выхода нового альбома группы «Телевизор» ждали почти семь лет. Всё это время Михаил Борзыкин регулярно пел новые песни на концертах, но до их записи дело не доводил. И вот, наконец, с помощью поклонников, поддержавших артиста рублем, запись всё-таки была сделана и диск под названием «Ихтиозавр» появился сначала в цифровом виде, а в сентябре оформился в полноценный альбом на CD.
Говоря о творчестве группы «Телевизор», неизбежно скатишься к обсуждению гражданской позиции и мировоззрения Михаила Борзыкина. Поскольку его взгляды мне близки лишь отчасти, сначала я хотел воздержаться от комментирования новой пластинки, тем более что на первый взгляд она мне показалась скучной и излишне сопливой. Но всё же песни оставили эмоциональный отклик, я стал ловить себя на мысленной дискуссии с автором, поэтому всё же решил поделиться своими соображениями о пластинке с уважаемыми читателями.
Сначала о том, что не понравилось. В первую очередь, это эпитеты к стране, в которой живёт Михаил. Он их начинает провозглашать уже в первой композиции, написанной не в застенках ГУЛАГа, где, исходя из логики творчества «Телевизора» последних лет, он должен бы находиться, а на солнечных берегах Тайланда. Да, я о строчке «это лучшее место, чтобы сойти с ума». Все мы знаем, что бытие определяет сознание и тут уж Михаилу можно посоветовать либо окружение поменять, либо смотреть на вещи под другим углом. С ума можно сойти где угодно, если с маниакальной настойчивостью вычленять негатив из всего происходящего. И поменьше телевизора.
Не понравилась безапелляционность Борзыкина в суждениях. В первую очередь, это касается пронзительной (это не цитата других рецензий, она действительно такая и есть) «Ты прости нас». Да, происходящему между братскими народами действительно нет оправданий, но только ли один «упырь» в этом виноват? Может, и Михаил тоже к этому причастен? Может, митинги и протесты всё же не зря были? В общем, всё это эмоции и спекуляции на теме. Думающий человек обычно сомневается, если у него нет на руках фактов. Хочется спросить: Михаил, есть ли они у вас? Нет, вы сами в интервью говорите о «своём личном видении вещей», прекрасно отдавая отчёт в том, что фаны, во всяком случае какая-то их часть, примут ваши слова на веру. Правду об украинских событиях в лучшем случае узнают наши правнуки, а домыслы – это только вёдра бензина в полыхающий костёр. И вот тут уж действительно – ты прости нас!
Теперь о том, что понравилось. Очень хорош звук пластинки – лёгкий и прозрачный. Kai Blankenberg знает своё дело. Слушающим российскую музыку его работа знакома по последним дискам «Алисы», включая «Эксцесс», который, скорее всего, мастерился одновременно с «Ихтиозавром». Хороша лирика, в которой Борзыкин всегда был силён, хотя, судя по всему, стыдится этого. Лучшие треки «Ихтиозавра» – это «А по берегам», «Хороводоворот» и, да-да, «Ты прости нас», подкупающая искренностью и смелостью автора излагать не самый популярный в российском обществе взгляд на события, но в то же время оттягивающая на себя внимание слушателя и мешающая воспринимать другие произведения.
В целом, альбом получился средним. Музыка, которую сегодня играет «Телевизор», годится только под сопровождение текстов – мелодии сами по себе не запоминаются и воспринимаются, в лучшем случае, как вторичные. Песни из «Ихтиозавра» не для многоразового прослушивания – большинство из них подобны заметкам вечно недовольного блогера, которого со временем читаешь всё реже и реже и в конце концов вообще отменяешь подписку на него.
Борзыкин в текстах был и остаётся классическим современным оппозиционером – критикует, не предлагая ни одного решения, попутно охаивая всех несогласных с ним, часто делая выводы из каких-то обрывочных фраз и поступков людей, в том числе и коллег-музыкантов, а в музыке – консерватором, старательно воздерживающимся от поиска новых форм. В общем, жизнь идёт, а «Телевизор» топчется на месте. А жаль.