Жил такой флейтист – Дюша Романов
Уходящий июнь ознаменовался пышными торжествами, посвященными 50-летию Виктора Цоя. Во многих городах России и ближнего (а также дальнего) зарубежья прошли неизменные концерты памяти, телеканалы подготовили специальные репортажи и документальные фильмы о группе «Кино», в Санкт-Петербурге состоялась выставка портретов музыканта, а симфонический оркестр представил свои версии песен легендарной группы. Кульминацией празднеств можно уверенно назвать появление голограммы Цоя, танцующей под песню «Группа Крови», ну а самым важным событием стала премьера никому неизвестной доселе песни «Атаман».
На фоне этих событий день памяти Дюши Романова, по всей видимости, пройдет тихо и скромно. Впрочем, удивления это не вызывает. Хотя заслуги Дюши в отечественной рок-музыке, надо признать, ничуть не меньше, чем заслуги других, более почитаемых героев рок-н-ролла. Достаточно лишь вспомнить ранний «Аквариум», на становление которого он оказал довольно сильное влияние.
Свой первый проект под названием «Странно растущие деревья» он собрал еще в 1972 году. А уже год спустя влился в достославный коллектив, отпраздновавший в этом году свое 4000-летие. Говорят, что Дюша приложил руку ко многим бессмертным хитам «Аквариума». Т.е. не то, чтобы просто удачно сыграл в нужное время в нужном месте, а придумал огромное количество аранжировок к весьма внушительному творческому наследию коллектива с такой продолжительной историей. Уже после распада группы, случившегося в 1991 году, Дюша сделает очень интересный и самобытный проект «Виртуальная оборона», представляющий из себя сборник ремиксов на песни Гребенщикова.
Андрей Романов отличался жизнелюбием. Настигшая его в конце 80-х тяжелая болезнь была вынуждена отступить перед внутренней силой этого добродушного человека. Музыканту диагностировали рак лимфатических узлов и отправили умирать в одну из ленинградских клиник. Это известие вызвало шок у остальных участников «Аквариума», которые на тот момент были одной большой семьей. Но в какой-то момент Дюша просто устал от окружавшей его атмосферы больницы и просто ушел оттуда, забыв о своей болезни. После этого он плодотворно прожил более пятнадцати лет…
Сольные проекты Дюши стали появляться во время американского периода Бориса Гребенщикова. «Аквариум» тогда был временно распущен, а музыканты не могли сидеть без дела. Тогда и появилась группа «Трилистник», прозванная в народе «Аквариумом без Гребенщикова». Был период, когда недобросовестные организаторы на этом неплохо спекулировали, ставя коллектив в неловкое положение. Однако, «Трилистник» смог пережить и это. В то время как недовольная публика требовала Гребенщикова, Дюша быстро брал дело в свои руки и зал забывал о том, что пришел на концерт другого коллектива.
«Трилистник» стал своеобразной кузницей кадров для нового «Аквариума». В нем играли и Иван Воропаев, и Сергей Щураков, и Олег Сакмаров. Практически все музыканты «Трилистника» в итоге оказывались в группе Бориса Гребенщикова. В 1999 году коллектив был переименован в «Дюшагрупп» и под таким названием просуществовал до трагической развязки, случившейся летом 2000-го.
За годы своего существования «Трилистник» записал три студийных альбома и издал сборник своих концертных записей. Еще шесть работ Дюша выпустил под своим именем. Его сольное творчество осталось недооцененным публикой, да и могло ли быть иначе, когда индустрия нацелена на продвижение массового продукта и не видит смысла в том, чтобы уделять внимание индивидуальностям? Тем не менее, коллеги оценили Дюшу по достоинству. В 2003 году появился альбом-трибьют «Мой друг музыкант», в котором песни Романова исполнили Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Чиж, группы «Колибри», «Крематорий», «Алиса», «ДДТ» и другие.
Незадолго до смерти Дюша взялся за написание мемуаров. Так появилась известная «Книга флейтиста», рассказывающая об истории «Аквариума». Эту книгу принято считать первым печатным документом об истории группы. Впрочем, из нее можно узнать не только о буднях и закулисной жизни «Аквариума», но и о сольных проектах Дюши, в том числе о его работе на телевидении. И все это легко читается, перемещая читателя на несколько десятилетий в назад в ту самую атмосферу, которую сегодня кто-то считает затхлой и смрадной, а кто-то, наоборот, полагает, что лучшего времени не было и быть не могло…
Дюши не стало 29 июня 2000 года. В тот вечер он играл на сцене петербургского клуба «Спартак» вместе со своим приятелем Николаем Рубановым. Сердце музыканта перестало биться в 22 часа 40 минут. Спустя несколько дней Романов был похоронен на Волковском кладбище. Сегодня записи «Трилистника» и сольных проектов Дюши на прилавках музыкальных магазинов встречаются редко. Не возникает и виртуальных проектов памяти музыканта, как это происходит, например, с чествованием живущего и, к счастью, здравствующего Гребенщикова. Но самое главное, о чем не стоит забывать нам, рядовым меломанам: до тех пор, пока мы будем помнить то, что сделал Дюша – он будет жить. Так давайте хотя бы просто не забывать о том, что жил на свете такой флейтист, оставивший после себя много хорошего.