Александр Башлачёв. “Вечный Пост” (3CD)
Альбом «Вечный Пост» Александра Башлачёва в лишнем представлении не нуждается. Эта запись хорошо известна интересующимся русской рок-музыкой. В первой половине 90-х она была выпущена на CD лейблом General records, но со временем тираж разошёлся и альбом исчез с прилавков. В 2010 году «Вечный Пост» был переиздан лейблом «Отделение Выход» с бонусами и сегодня в продаже встречается именно в таком виде.
Я не случайно вспомнил об альбоме «Вечный Пост» именно в эти дни. В ноябре, наконец-то, выходит альбом-трибьют «Серебро и Слёзы», подготовленный группой «Калинов Мост» совместно с ведущими отечественными рок-музыкантами. Представляя эту работу Дмитрий Ревякин говорит, что постарался сделать аранжировки к песням с учётом музыкальных предпочтений Александра Башлачёва. В каких аранжировках сделал бы свои песни сам автор, к сожалению, нам уже узнать. Однако, именно «Вечный Пост» является той работой, которая наиболее отражает его представление о звучании песен, поскольку от начала и до конца была спродюсирована им самим.
Известно, что оригинал записи автором был уничтожен. Также известно, что из «Вечного Поста» была исключена «Егоркина былина», на которую по воспоминаниям звукорежиссёра Вячеслава Егорова, также работавшего над записью, была потрачена львиная доля времени, проведённого в студии на Николиной горе. До нас дошла лишь копия альбома, подаренная автором Александру Липницкому, на даче у которого и располагалась известная студия.
Звучание, которого в итоге удалось достичь автору, не передаёт тот драйв, который присутствует в концертных записях Башлачёва, как, например, в записи Александра Агеева, изданной под названием «Лихо». Оно, наоборот, располагает к вдумчивому прослушиванию. И если всё творчество Башлачёва отлично воспринимается в печатном виде как поэзия, то «Вечный Пост» – это созданная автором аудиокнига, с правильными интонациями и точными ударениями. Не зная этого альбома вряд ли можно вообще понять то, что хотел донести Александр Николаевич.
Издание «Вечного Поста», подготовленное лейблом «Отделение Выход», даёт наилучшее представление о творчестве Башлачёва периода «Вечного Поста». Помимо студийной записи, здесь представлен и бутлег «Пущино», зафиксированный на плёнку в Клубе любителей звукозаписи Пущинского Дома Учёных, датированный апрелем 1986 года. Фактически это концерт, как сейчас сказали бы – live-версия «Вечного Поста». Благодаря этому, слушатель имеет шанс оценить студийное, тщательно продуманное и отработанное прочтение песен, и спонтанное, то есть – концертное.
Говоря о выступлениях Башлачёва, обычно вспоминают о сумасшедшем драйве, который от него исходил. Документальное подтверждение этих слов можно найти и в немногих сохранившихся видеозаписях. Наиболее показателен в этом отношении квартирник у БГ, изданный на DVD тем же «Отделением Выход». Да ведь и большинство сохранившихся аудиозаписей тоже концертные. «Вечный Пост» слишком сильно контрастирует с ними. В этой внешне ровной и спокойной записи отразились и тревога, и грусть, и тоска, и надежда – целый спектр чувств и эмоций. И конечно, Слово. Но не нашлось места драйву в общепринятой трактовке этого термина.
Размышляя надо всем этим, поймал себя на мысли, что не хочется думать об Александре Николаевиче, как об одном из ушедших непризнанных гениев. Ведь, как он сам пел, «поэты живут, и должны оставаться живыми». Конечно, можно было бы порассуждать о том, что «Вечный Пост» мог быть сигналом друзьям о терзавших Башлачёва душевных муках и жизненных сложностях, повлиявших на его настроение, которое он и запечатлел в альбоме, но всё это будут догадки, не имеющие сегодня значения. Оставшиеся песни – вот то, что важно. И они должны жить.
Издатель: Отделение Выход, 2010