Новая Земфира: что не так с альбомом Бордерлайн?
Вышедший в феврале новый альбом Земфиры «Бордерлайн» стал одним из главных информационных поводов конца зимы и начала весны. Слушатели то сравнивали новинку с ранними альбомами певицы, то находили плагиат в оформлении, в общем, чаще старались найти минусы работы, как-будто желая провала успешного и востребованного автора. Действительно, для некоторых пластинка звучит непривычно и, возможно, с ней действительно что-то не так. Давайте разбираться.
Альбом открывается композицией «Таблетки», примечательной режущими слух гитарами и срывающимся голосом Земфиры. Уже понятно, что легкой для восприятия пластинка не будет, хотя по большому счету на это указывает и её название. Бордерлайн – это разновидность психического расстройства, не доходящая до патологии. То есть, уже странно ждать романтического настроения времен «Ромашек», «ПММЛ» и иже с ними. Да и зрелой сформировавшейся личности среднего возраста, как правило, не свойственны подростковые терзания, если это, конечно, не Диана Арбенина.
Следящие за творчеством Земфиры знают, что от модных мелодичных песен она отошла лет пятнадцать назад. Последней её работой, ориентированной на массового слушателя, был альбом «Четырнадцать недель тишины». Уже начиная с «Вендетты» саунд пластинок автора стал меняться, а сами песни стали менее мелодичными. Пожалуй, последними массовыми хитами Земфиры надолго останутся «Бесконечность» и «Блюз». Хотя, в «Бордерлайне» есть композиция «Пальто» тоже претендующая на хитовость.
Предыдущий альбом, «Жить в твоей голове», тоже не изобиловал хитами. В нем есть очень хорошие песни, но широкая аудитория их вряд ли поймет. Как не оценят и критики, рассматривающие музыку с позиции её попадания в эфир радиостанций. Но, как мы знаем, ожидания всегда остаются ожиданиями, поэтому я лично предпочитаю от новых работ известных исполнителей не ждать ничего. Это помогает нормально воспринимать музыку.
«Бордерлайн» – это логическое продолжение творческого пути Земфиры. Он интересен уже тем, что не является повторением, скажем так, хорошо выученных уроков прошлого. Это, бесспорно, шаг вперед. И записана пластинка не ради приумножения дискографии, а ради творческого процесса, что очень хорошо чувствуется. В альбоме заметен почерк мастера, присутствуют фирменный стиль и качественный саунд.
Из двенадцати вошедших в «Бордерлайн» песен есть не менее четырех очень достойных. Из них две – потенциальные хиты. Это композиция «Пальто» с музыкальным приветом Полу Маккартни и проникновенная баллада «Жди меня», исполненная под фортепиано. Сюда же я лично отношу песни «ОК» с цитатой Виктора Цоя и «Камон», которая вполне могла бы войти в саундтрек любого фильма Дэвида Линча.
Оценивать художественную ценность текстов новых песен Земфиры мне кажется странным. Автор не претендует на звание поэта, а всего лишь передает свои эмоции и чувства. В песнях госпожи Рамазановой и раньше не было претензий на высокую поэзию, так откуда им взяться сейчас? Нужно признать, что тексты стали сложнее и менее запоминающимися, но, скорее всего, цели упростить их восприятие слушателем автором поставлено не было. Иначе весь материал пластинки был бы в духе песни «Пальто», припев которой запоминается уже после первого прослушивания.
Что же не так с альбомом «Бордерлайн»? На самом деле – всё так, как надо. Он сложен для восприятия и тем самым хорош. Думаю, что Земфира записала пластинку вопреки многим факторам: ожиданиям слушателей, ожидаемой и прогнозируемой реакции критиков, потенциальным обвинениям в плагиате и нытью в духе «Зёма уже не та». Была бы та – давно никому не была бы интересна.