Ночные Снайперы. “Выживут Только Влюблённые”
Группа «Ночные Снайперы» выпустила альбом «Выживут Только Влюблённые». Название пластинки лично у меня вызвало ассоциацию с художественным фильмом «Выживут только любовники», один из героев которого – стареющий рокер Адам, ищущий тишины и покоя, испытывающий неприязнь к жизни. Знала ли об этом творении европейских кинематографистов Диана Арбенина или нет – вопрос открытый, также никому неизвестно, ассоциирует ли она себя с упомянутым персонажем. Зато есть пресс-релиз, в котором новая работа позиционируется как «самый откровенный и крутой альбом о любви», с которого, возможно, «начнётся новая история», и тринадцать песен.
Выходу альбома предшествовала рекламная компания, построенная на псевдо-скандале. Почему «псевдо»? Да потому, что сегодня никого не удивить фотографией лежащего на смятой простыне голого женского тела, размещённой на обложке диска, также как и не может стань событием сотрудничество какого-либо музыканта с режиссёром Юрием Грымовым. Возможно, кто-то и считает сделанные им картины образцом элитарности, но пахнут-то они дурно. Пошленькие они. Стоило ли Диане пачкаться в этом, да ещё гордиться тем, что Грымов сам предложил ей сотрудничество?
Хотя в случае с Арбениной не всё так однозначно. Её медийная жизнь весьма активна и уже сложно сказать, что для Дианы Сергеевны сегодня на первом месте – музыка, радиопередача и судейство в шоу «Главная сцена», или всё же творчество в рамках сольных проектов и группы «Ночные Снайперы»? Понятно, что это какая-никакая, а всё же реклама, плюс гарантия эфиров на «Нашем радио», но насколько тогда честна фраза «я стану мёртвой без рок-н-ролла» из песни «Джаггер»? Ничего из перечисленного выше к рок-н-роллу отношения не имеет. А вот скандал – имеет. Поэтому он и нужен. Как бы для реабилитации.
Любовь её тоже не очень волнует. Делаю такой вывод из того, что две лучшие композиции с пластинки – «История» и «Чего хотят эти люди» – это песни-оправдания, или песни-отповеди, написанные в ответ на ожидаемую критику. Подобные произведения можно найти в репертуаре практически всех рок-групп, обычно в них встречаются избитые штампы типа «собаки лают – караван идёт» (у Арбениной «собаки лают, а мне здорово и постоянно пахнет порохом молва»). И если «История» больше похоже на манифест, то «Чего хотят эти люди» – это философский выплеск наболевшего («чего хотят эти люди? меня травить своей правдой, меня долбить своим текстом»), а по сути – переливание из пустого в порожнее.
Лирические произведения, увы, намного слабее. В них нет нерва и чувственности, свойственных любовной лирике. Вот, например, когда Юрий Шевчук поёт о своей супруге Эльмире, например, в песне «Когда ты была здесь», ему веришь, потому что боль там чуть ли не на осязаемом уровне. В песнях Дианы Сергеевны из нового альбома больше рассуждений и демагогии, чем чувственности, а все намётки светлых чувств перечёркнуты обложкой со смятой простынёй, которая в итоге начинает доминировать. Возможно, такое ощущение возникает из-за абстрактности лирического героя и отсутствия реального персонажа песен. Или из-за того, что «я» в этой лирике на первом месте.
Не заметил я никакого «начала новой истории» и в музыкальном плане. Техническая сторона пластинки на традиционно высоком уровне качества, но каких-то запоминающихся мелодий или необычных аранжировочных ходов в песнях нет. Да и стоит ли их ожидать на третьем десятке лет творческой жизни коллектива? Стиль давно сложился и нет-нет, да и проскочит где-то отголосок «катастрофически тебя не хватает мне», а это история очень давняя, без которой, увы, никак. Вот если бы Диана Сергеевна изменила манеру пения, то это действительно стало бы событием, а так – всё осталось на своих местах.
В общем, «Выживут Только Влюблённые» – это проходная работа, в которой есть несколько неплохих песен, которыми автор, похоже, не очень-то и дорожит. Иначе не была бы отдана лирическая баллада «Помолчим» для саундтрека в «Интимный дневник Анны Карениной», а песня «Очень хотела», название которой в оригинале пишется слитно и со строчной буквы в нынче модной дурацкой «хештеговой» манере, не позиционировалась бы как скандально-провокационный клип. Грустно, когда кроме как скандалом привлечь внимание аудитории становится нечем.