CD: Фёдор Чистяков. “Правило Игры”
Нельзя сказать, что после распада «Ноля» Фёдор Чистяков пребывал в забвении. Несмотря на то, что его сольное творчество не нашло особой поддержки у ценителей того, что было раньше, многие продолжали интересоваться тем, что он делает сейчас и даже находили в этом что-то интересное. Хотя на самом деле непосредственно Чистякова в изданных под этим именем пластинках было не так уж и много, ведь авторство большинства произведений его сольных работ принадлежит другим людям. С таким положением вещей все уже давно смирились, поэтому альбом «Правило Игры», изданный весной 2013 года, стал полной неожиданностью для всех ценителей творчества Фёдора.
Наверное, каждый, кто будет писать об этом альбоме, в той или иной степени начнёт проводить параллели с пластинками «Ноля». Ведь по сути это первая полноценная работа Чистякова с того момента, когда коллектив прекратил своё существование. Но копаться в прошлом – занятие неблагодарное, да и ненужное. После релиза последнего альбома «Ноля» прошло более двадцати лет, с тех пор произошло много разных событий, а главное – люди изменились. И Чистяков не исключение. Поэтому ожидать от «Правила Игры» лихой удали «нолёвской» классики крайне глупо, как и сравнивать эту работу с «Полундрой» или «Песней о безответной любви к Родине». Тем более, что альбом оказался очень цельным, убедительным и взрослым, что делает его полностью самодостаточным.
«Правило Игры» – это альбом из разряда тех, которым сложно дать чёткую характеристику и определить основную линию повествования. Тексты песен – это некие философские трактаты, которые с помощью сделанных в них выводов наводят на размышления о вещах вовсе не сиюминутных. Практически каждую композицию можно растащить на цитаты, применимые к самым различным жизненным обстоятельствам. Но это, отнюдь, не скучные нравоучения, как может кто-то подумать, читая эти строки, вовсе нет! В новых песнях Чистякова и с иронией, и с юмором всё в порядке! Разница в посыле всего этого. Направлен же он на созидание, являющееся главным пунктом правил игры под названием Жизнь.
Музыка альбома имеет явно выраженный блюзовый оттенок. Фирменный баян Чистякова спрятан здесь на задний план, тон задают гитары. Непривычно. Но здорово. Саунд пластинки вообще заслуживает отдельной похвалы – инструменты звучат чётко, при этом смикшированы они так удачно, что ничего не хочется ни добавить, ни убавить. Отмечу, сам автор в одном из интервью, данном им непосредственно после выхода альбома, признался, что многие инструментальные партии взяты им из компьютерной программы, в которой он монтирует видео, но отличить их на слух, не зная о чём именно идёт речь, невозможно.
Подкачало лишь оформление альбома. Сегодня физические носители являются, преимущественно, коллекционной вещью, поэтому и к их внешнему виду следует относиться с большой ответственностью. Здесь же совершён явный промах, т.к. традиционный диджипак выпущен без буклета. Коллекционерам это не понравится. К тому же, ещё остались люди, которые знакомясь с новыми музыкальными произведениями держат перед собой тексты песен, чтобы лучше уловить их посыл. В случае с «Правилом Игры» такой возможности, к сожалению, не предоставляется.
Предсказать дальнейшую судьбу «Правила Игры» сложно. Понятно, что медиа-каналы не начнут активно рекламировать эту работу и вряд ли песни с неё появятся в эфире радиостанций. А жаль. Ведь потенциал у пластинки огромный, а материал, составивший её, оказался намного интереснее того, что с начала года успели представить более востребованные публикой музыкальные коллективы и исполнители. Своим новым альбомом Фёдор Чистяков как нельзя лучше продемонстрировал, что ещё способен удивлять и вовсе не реинкарнацией классики «Ноля», а совершенно новыми произведениями.
Издатель: Отделение Выход, 2013