DVD: Егор Летов. “Акустика. Апельсин”
Официального издания видеозаписи акустического концерта Егора Летова в клубе «Апельсин», состоявшегося 12 февраля 2006 года, ждали долго. Настолько долго, что некоторые скептики начали высказывать мысли о том, что чуда не произойдет и последняя сыгранная лидером «Гражданской Обороны» «подгитарная» программа так и останется в виде аудиоверсии, изданной на CD лимитированным тиражом в 2011 году. Но, к счастью, прогнозы пессимистов не сбылись и к очередному дню рождения Игоря Федоровича музыкальное издательство «Выргород» подготовило аж три релиза «Г.О.», одним из которых и стал DVD «Акустика. Апельсин».
Ценность любых видеодокументов заключается в том, что они отражают эпоху. В последние годы жизни Летов редко баловал публику акустическими концертами. Если обратиться к хронологии его выступлений, опубликованной на официальном сайте «Гражданской Обороны», то выясняется, что после выступления в московском клубе «Апельсин» с аналогичной программой в других городах Егор выступил лишь семь раз. Число же электрических концертов группы – в разы больше. Отчасти, именно этот факт делает апельсиновскую акустику бесценной.
В тот вечер Летов сыграл более сорока песен, предварительно пообещав исполнить все, что только можно. Но в итоге сет-лист получился практически неотличимым от электрических концертов поздней «Гражданской Обороны». Разве что добавились «Мимикрия», «Про червячков», «Солдатский сон», «Новогодний тост» и еще несколько редких бонусов из раннего («Какое мне дело», «Иуда будет в раю»). Плюс несколько композиций с альбомов «Долгая Счастливая Жизнь» и «Реанимация». Магически звучавшие под гитару «Заговор» и «Мясная избушка», к сожалению, оказались вне списка.
Если говорить о личном восприятии «акустического» Летова, то мне намного больше нравятся те записи, которые когда-то были изданы под названием «Музыка Весны». Там действительно ощущался яростный поток драйва, а от надрыва Егора пробирало по полной программе. Да и звенящая акустическая гитара подходит к песням Летова намного лучше, чем глухой звук подзвученной электрической. Но если учесть, что вокал Егора к концу жизни ощутимо изменился, то, возможно, при чистом звуке обычной акустики его голос просто-напросто не зазвучал бы. Тем не менее, драйва даже в таком проявлении «Гражданской Обороны» хватает с избытком, о чем свидетельствует реакция публики.
За зрителями на концертах Егора Летова наблюдать не менее интересно, чем за музыкантами. И огромный плюс конкретно этой видеозаписи в том, что ее производством занимались «врубающиеся» люди. Уверен – если бы съемку концерта доверили какой-нибудь профессиональной съемочной группе, то на выходе мы получили бы банальные крупные планы исполнителя с разных ракурсов. Здесь же ощущается подход творческий. Количество источников съемки – главная загадка. Такое ощущение, что камеры были повсюду: и в разных точках зрительного зала, и на сцене, и даже где-то за сценой. Но кульминационные моменты, добавившие жизни видеозаписи, не пропустил ни один оператор.
Слэм на акустических концертах сам по себе является парадоксом. Также, как и «ритуальные танцы» фанов на сцене в непосредственной близости от исполнителя. Но только не на летовских акустиках. И то, что все это зафиксировано на пленке и отныне оставлено в веках – одно из главных преимуществ данного издания перед всеми предыдущими. За эти «минуты жизни» можно простить даже легкое дрожание камер и плывущие планы в некоторых фрагментах записи. Ведь именно публика делает концерты состоявшимися, а грамотное акцентирование придает записи достоверность.
Подводя итог, замечу, что съемочной группе удалось сделать отличное видео выступления легендарной личности. Жизнь – главная изюминка концертных записей. К сожалению, подавляющее большинство подобных релизов имеет мало общего с реальным положением вещей. Здесь же полностью сохранена атмосфера концерта, дающая зрителю возможность ощутить сопричастность к событию.
Издатель: Выргород, 2012