CD: tripwave – ретроспектива русской психоделии
Одним из мотивов издания сборника Tripwave послужило желание представителей лейбла Trail records познакомить западного слушателя с русской психоделической музыкой. Если быть точнее – с тем, что в ней происходило за последние двадцать лет. Однако, если говорить откровенно, то и многие российские меломаны сегодня понятия не имеют о том, что происходит в этом жанре сегодня. Более того, подавляющее большинство из них считает, что в России нет и быть не может ничего заслуживающего внимания. И это довольно распространенное заблуждение, развеять которое поможет изданный в 2011 году сборник.
В отличие от многочисленных компиляций, не имеющих никакой концепции, к созданию этой издатели подошли со знанием дела. Важно отметить, что Tripwave не просто сборник близких по духу групп и композиций или, как это часто бывает, набор групп, чьи записи издаются на этом лейбле, а довольно удачная попытка сделать ретроспективу развития российской психоделии. Мало того, что на диск попали лишь самобытные коллективы, имеющие четкий музыкальный почерк, так еще и их треки расположены в хронологическом порядке, таким образом превращая обычный, на первый взгляд, сборник в своеобразный учебник истории.
На сборнике Tripwave представлены одиннадцать композиций одиннадцати коллективов. Какие-то из них уже давно прекратили свое существование, какие-то, наоборот, отправились в свое путешествие относительно недавно. Названия некоторых коллективов не то, чтобы известны каждому, но все-таки на слуху, но есть и такие, о которых кто-то услышит впервые.
Открывает Tripwave мощнейшая композиция группы «Восточный Синдром» «Кельт». Впервые она была издана на альбоме «Студия-13» в довольно сыром виде. Здесь же представлена версия 1989 года, из альбома «Клуб местной промышленности», который, к сожалению, до сих пор не издан. Столь мощное начало задает тон всей работе и, надо признать, остальные участники сборника не разочаровывают.
Очень интересной показалась группа «Лунный Пьеро», единственный альбом которой был издан в начале 90-х на виниле «Мелодии». Коллектив представлен композицией «Лунный Сон» с того самого диска-гиганта. Не менее интересна мелодичная композиция «Сон №5: Любовь» архангельской группы «Декаданс», кульминацией которой является изумительной чистоты гитарное соло. Столь же прекрасен инструментал «Solaris» группы Disen Gage.
Из относительно известных коллективов на Tripwave представлены «Рада и Терновник» с композицией «Интерлюдия» и «Дети Пикассо» с «Хэппи Энд неизбежен». Если говорить о последних, то, на мой взгляд, эта композиция не самая удачная в их репертуаре. Для сборника можно было бы подобрать что-нибудь поинтереснее, возможно, даже с последнего их альбома «Герда и Кай». Правда, учитывая, что этот диск был издан в 2010 году, дабы не нарушить концепцию сборника, композицией «Детей Пикассо» пришлось бы его закрыть. Возможно, это решение было бы наиболее правильным, т.к. коллективы Kafedra.Org и Liompa, на мой субъективный взгляд, заметно проигрывают большинству остальных групп, представленных на пластинке.
Что однозначно не понравилось, так это композиция древней группы «До Мажор». Уж слишком занудной и скучной она показалась на фоне остальных. В то же время очень мощно прозвучала инструментальная «Сода» группы KRTL, известной также под названием «Картель». Очень достойная композиция с солирующим «теплым» басом, атмосферу вокруг которого создают дивные электронные звуки.
Отдельно хочется выразить респект создателям оформления диска, а именно Александру Цалихину и Владу Милявскому, а также фотографу Станиславу Микову. Сборник действительно оформлен очень красиво, петербургские дворы-колодцы под серым облачным небом очень точно передают атмосферу музыкальной составляющей диска. Подобная картина была на обложке единственного винила ленинградской группы «Джунгли», правда, там дворы были изображены снизу, вместо ощущения полета создавая атмосферу каменных джунглей, где небу и пространству отведено слишком мало места.
Удалось ли создателям сборника преподать краткий курс истории отечественной психоделии? Думаю, да. Нет сомнений, что после прослушивания Tripwave у многих возникнет желание познакомиться с творчеством некоторых коллективов поближе. Непонятно только, почему никто не взялся за реализацию подобного проекта раньше, ведь появись он лет десять назад, ситуация на отечественной сцене могла быть совершенно иной…
Издатель: Trail records, 2011