Русский рок в 1982 году, или Что мы слушали 40 лет назад?
Сорок лет назад музыкальная жизнь Советского Союза находилась в зачаточном состоянии. Тон задавали идеологически правильные Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Алла Пугачева и многочисленные ВИА. Но в то же время на музыкальном поле уже начали пробиваться ростки отечественного рока, о которых пойдет речь далее.
В 1982 году уже существовал Ленинградский рок-клуб, проводились концерты. В Доме детского творчества на Охте уже работал Андрей Владимирович Тропилло, благодаря которому появились первые альбомы нынешних легенд. Сегодня можно с уверенностью сказать, что тогда он творил историю.
Записи советских рок-групп в начале 80-х официально не издавали. Распространялись они на катушках с самопальным оформлением, либо записывались у «писателей». Их и будем переслушивать сегодня, по возможности, в аутентичном виде. Итак, встречайте: главные альбомы русского рока 1982 года.
Группа «Аквариум» в 1982 году выпустила два магнитоальбома. В первую очередь, это альбом «Акустика», к записи которого музыканты приступили годом ранее. Изначально порядок песен в нём отличался от ставшего нам всем привычным, а в паузах между песнями можно было наслаждаться звуками журчания воды. Во всех официальных переизданиях этой работы журчания нет. За исключением релиза на виниле от компании Bomba Music.
Второй альбом «Аквариума» 1982 года называется «Табу». Эта работа примечательна великолепной игрой Сергея Курехина и Александра Ляпина. Фактически – это первый электрический альбом команды Бориса Гребенщикова, который неплохо звучит и спустя сорок лет.
В 1982 году о себе впервые заявила группа «Кино». Виктор Цой и Алексей Рыбин при поддержке музыкантов «Аквариума» и по личной протекции Бориса Гребенщикова в студии Тропилло записали дебютный альбом. Он называется «Сорок пять». В дальнейшем Виктор Робертович будет относиться к нему с иронией, но на самом деле работа получилась легкой и светлой.
Еще одни дебютанты студийной деятельности 1982 года – группа «Пикник» с Эдмундом Шклярским во главе. В студии все того же Тропилло коллектив записывает магнитоальбом «Дым», судьба оригинальной версии которого печальна. В 1993 году Шклярский решил обновить эту работу, записав песни в новых аранжировках, а старая версия канула в лету. Но в интернете можно найти всё, в том числе и «сожженные рукописи».
В Уфе молодой учитель рисования Юрий Шевчук, двумя годами ранее основавший группу «ДДТ», в 1982 году записывает альбом «Свинья на радуге». Впервые его издали официально в 1999 году, выпустив на компакт-дисках и магнитофонных кассетах. Но в дальнейшем автор перестал рассматривать этот магнитоальбом в качестве полноценного и сегодня не включает его в дискографию, ведя отсчет с альбома «Периферия».
В том же году дебютировала архангельская группа «Облачный край» во главе с Сергеем Богаевым. Фактически он записал все свои песни в ДК архангельского завода «Красная кузница». Первый альбом получил название «Тайны леса».
Второй альбом коллектива был концептуальным – автор посвятил его тематике сельского хозяйства. Назвал свою работу соответственно «Сельхозрок». Много лет спустя запись выпустило издательство «Отделение Выход» на магнитофонных кассетах.
Третий магнитоальбом Сергея Богаева получил название «Великая Гармония». Официально его издали в 1999 году. Давайте вспомним, как он звучал.
В Свердловске в 1982 году был записан магнитоальбом «15» группы «Урфин Джюс» Александра Пантыкина. Примечательно, что музыканты умудрились выпустить альбом в самиздате с собственным оформлением тиражом в несколько сотен экземпляров. Это принесло коллективу известность.
Если питерские музыканты только начинали свою дискографию, то свердловская группа «Трек» её закрывала. Коллектив выпустил последний, третий магнитоальбом. Много лет спустя он был издан в составе Антологии Уральского рока.
Также рекомендую вам материал «Песни 80-х годов, снова ставшие актуальными». Это – сборник произведений отечественных рок-групп, которые сегодня воспринимаются также, как сорок лет назад. Давайте вспомним хиты того времени.