Pussy Riot, или Девушки играют в панк
Героями электронных средств массовой информации в марте месяце, бесспорно, стали дамы, объединившиеся в коллектив под названием «Pussy Riot». Самый пристойный перевод названия группы на русский язык будет звучать, как «Бабий бунт». Но, как можно понять из идеологии проекта, придумавшие его барышни являются феминистками, протестующими против всего на свете сразу и отстаивающими интересы ущемляемых на каждом углу сексуальных меньшинств.
Барышни предпочитают называть свой проект панк-группой. По их словам, они не стремятся к «официальным» выступлениям. Их появление на публике спонтанно и встретиться с дамами можно в самом неожиданном месте. То они устраивают «концерт» на крыше троллейбуса, то кривляются перед алтарем в храме Христа Спасителя. Эпатажно, но к панку не имеет никакого отношения.
Эпиграфом к деятельности проекта «Pussy Riot» прямо-таки напрашивается цитата из песенки старухи Шапокляк: «Хорошими делами прославиться нельзя». В последнее время этот девиз берут на вооружение все, кому не лень, и, что интересно, все считают, что занимаются полезным делом. Но какая польза может быть от плясок в церкви? Патриарха, что ли, в отставку отправят? Так церковь отделена от государства и светские законы на ее деятельности не отражаются, а синод и прихожане вряд ли станут прислушиваться к мнению «деятелей» с подобной репутацией. Но плевок, похоже, достиг цели.
Заметим, никто из отечественных панков не глумился над культурой своей страны и не плевал в души обывателей. Главным панком России, без преувеличения, можно назвать Егора Летова. Этот человек боролся с режимом живота не щадя. И, заметим, в то время, когда за это реально сажали. Константин Кинчев, хоть и не панк, но тоже от режима пострадал, человеку грозил реальный срок, причиной которого, по большому счету, служило инакомыслие. Андрей «Свинья» Панов против режима особо не выступал, но наплевательски относился ко всей окружающей действительности и мог запросто появиться вдрыбодан пьяным в прямом телевизионном эфире начала 90-х. При этом каждый из них, при всей неоднозначности, оставил яркий след в русской культуре. И до сих пор при борьбе с режимом на прочих общественно-значимых мероприятиях цитируют именно их песни. Да и те же Борзыкин и Шевчук, постоянные участники маршей несогласных, намного авторитетней эпатажных девушек.
Слушать же произведения «Pussy Riot» вряд ли кто-то станет. Это так, сиюминутная мелкокалиберная артиллерия, появившаяся благодаря тупости сегодняшней власти. Ни вреда, ни пользы «творчество» барышень не несет. Поэтому нелепо выглядят как попытки власти засудить феминисток, так и одиночные протесты господ Немцова и Навального, которые пытаются привлечь внимание общественности к судьбе девушек, пострадавших «за борьбу с сотрапами и душегубами». Никто их не посадит, разумеется, хотя объяснить псевдопанкам о том, что вседозволенность и свобода понятия разные, не помешало бы.
Вообще, наблюдая со стороны за всем этим «бабьим бунтом», создалось впечатление, что барышням только и требовалось, чтобы их посадили. Внимание прессы, большей частью, заметим, оппозиционной, прямо-таки приковано к «узницам совести». Но народ к их судьбе ожидаемого интереса не проявил. Разве что гей-сообщество вовсю кричит о правильности действий «Pussy Riot» и о необходимости свержения «поповщины» и «путинщины» в кратчайшие сроки.
Из музыкантов же никто, кроме Шевчука, не впрягся за «творческую молодежь», а меломаны даже не повелись на такой тупой, плохо организованный развод. Более того, совершенно неожиданно многие церковные служители проявили мудрость и выступили против наказания девчонок. Так что успех «Pussy Riot» оказался неполным. И все телодвижения проекта заранее обречены на провал, как и предыдущие акции участниц «бунта», такие, как свальный грех «в поддержку медвежат» и примеривание роли жертв на гей-параде.
Честно говоря, не вижу никакой разницы между «Бабьим бунтом» и украинскими сиськотрясками из движения «Femen». Но если раньше для того, чтобы влиять на процессы в стране, надо было читать Солженицына, вдумываться в то, о чем пел Летов, искать способы, как организовать концерт и собрать на него как можно больше публики, то сегодняшнее поколение как-то слишком уж деградировало. Достаточно лишь снять лифчик или штаны в центре города, или же потрясти жопой перед алтарем – вот и весь протест. Большого ума для этого не надо. Да и выглядит это, надо сказать, ужасно. У панков 80-х была какая-то эстетика, что ли. Даже один из первых советских борцов за права геев, танцор «АукцЫона» Владимир Веселкин смотрелся намного убедительнее озверевших баб. И ведь, что интересно, тогда он не вызывал раздражения и казалось – чего уж там, пусть действительно живут, как хотят. Но выпады феминисток как-то рождают противоположную реакцию. А если посмотреть с какой агрессией против остальных членов общества выступают прочие представители ЛГБТ, то включается инстинкт самосохранения, призывающий противостоять этой организации.
На самом же деле, ситуация вокруг деяний «Pussy Riot» во многом раздута и не заслуживает такого внимания, какое ей пытаются придать отдельные церковники и часть «патриотов» единоросов. С другой стороны, подробное освещение судьбы участниц «панк-проекта» тоже имеет свою пользу. Народ не так глуп, как считают представители власти и люди сами разберутся, что к чему. Например, активистки движения «Femen», наверняка популярны среди подростков, которым интересно разглядывать их сиськи, но о том, против чего они протестуют, вряд ли кто-то, кроме них самих, задумывается. То же самое и с «Pussy Riot» – чем меньше внимания, тем меньше шума. И это, в первую очередь, лучше для них самих. Ведь то, что им сегодня не пришлось отвечать за «панк-молебен», не дает никаких гарантий, что какому-нибудь националисту не покажется уж слишком оскорбительными их следующие «богослужения». И тогда никакой Немцов с плакатом не поможет.