CD: До Мажор. Noema
Существуют альбомы культовые. Иные пластинки получаются провальными. Но есть и альбомы-призраки, о которых многие что-то читали, встречали упоминания о них в различных изданиях и даже слышали какие-то фрагменты. Но проникнуться их духом и ощутить всю заложенную в них силу довелось лишь единицам. К таким работам, вне всяких сомнений, можно отнести альбом «Noema» группы «До Мажор».
Об этом коллективе сегодня знают, наверное, лишь истинные ценители музыки. Его главный идеолог – Андрей Сучилин – не является персонажем культовым, о нём практически не пишут в прессе и, уж тем более, не показывают его по телевидению. Не звучат произведения группы «До Мажор» и по радио. Впрочем, время от времени об этой группе всё же вспоминают и какие-то её произведения попадают на различные сборники, как, например, на антологию русской психоделии Tripwave. Но это, скорее, исключение из правил.
Группа «До Мажор», появившаяся ещё в начале 80-х годов прошлого столетия, не может похвастаться масштабными концертными турне и запоминающимися шоу. Их выступления были редки, коллектив же существовал, большей частью, в виде студийного проекта. Практически без денег, используя довольно скромную аппаратуру, Сучилин умудрился создать несколько великолепных произведений, увенчались которые шикарным двойником «Noema».
Альбом был записан в далёком 1990 году. Какая-то его часть впоследствии была издана фирмой «Мелодия» на виниле. Полную же авторскую версию слышали лишь немногие, но подавляющее большинство из них не сдерживало восторга от услышанного. Альбом «Noema» получил хорошую прессу, но коллегами-музыкантами был встречен в штыки. Многие из них посчитали работу Сучилина слишком попсовой. Сейчас, когда с момента записи пластинки прошло более двадцати лет, такие утверждения выглядят особенно смешно, сам же материал до сих звучит свежо, демонстрируя не только оригинальность мышления автора, но и его высокий профессионализм.
В начале 90-х, говоря о «Noema», критики отмечали массу заимствований, замаскированных цитат и всевозможных отсылок как к западным, так и к отечественным музыкальным произведениям. Наверное, нет смысла повторяться и в очередной раз заострять на этом внимание, тем более, что работу эту лучше воспринимать целиком именно в том виде, как она подана автором, не пытаясь разложить на составляющие. То, что альбом после многолетнего пребывания в забвении, наконец, встретился со слушателем и оказался востребован, как нельзя лучше говорит о его самобытности и уникальности.
Подавляющее большинство композиций с «Noema» – инструментальные произведения. Лишь четыре трека украшены вокалом Екатерины Ковалёвой и Николая Потулова. Ещё одна композиция составлена из фрагментов интервью Виктора Лукина, советского художника-оформителя и одного из пионеров русского авангарда, по воле судьбы оказавшегося в непальской тюрьме. В какой-то степени, посвящённый ему трек, является ключевым во всей этой работе. Во всяком случае, он заставляет проявить интерес к судьбе человека, о котором, как выясняется, не знает даже «Википедия».
«Noema» – это убедительный ответ тем, кто считает, что в России никогда не было и не будет качественной современной музыки. Это довольно нетипичная для русской музыки ситуация, когда слова просто-напросто не нужны. И настроение, и поток сознания здесь выражены только с помощью музыкальных инструментов, где тон задаёт неуёмная гитара Андрея Сучилина, мечущаяся между барабанных дробей и басовых лабиринтов. Время от времени её заменяют саксофоны, на которых играют Александр Воронин и Владимир Давыдов. Немногочисленные тексты выполняют лишь вспомогательную функцию, хотя и они, что называется, не без изюминки. Например, «Зарин Заман», повествующий о таинственном газе, уничтожающем всё живое в радиусе «трёх часов езды на велосипеде». Сегодня его назвали бы стёбом ради стёба, тогда говорили, что это своеобразный чёрный юмор.
Произведения, составившие «Noema», отличаются своей продолжительностью. При этом с каждой секундой происходит всё новое развитие темы, что и приковывает внимание слушателя. В этом отношении показательны обе версии «Блюза», как классическая оригинальная, где басовая канва обыгрывается всё новыми гитарными пассажами, так и переработанная, более «бодрая» его версия, которую предваряет не менее убедительное интро. Убедительна и столь же эпическая композиция «Марш», завершающая двойник, в которой на первом плане совершенно неожиданно оказываются барабаны.
Отдельно хочется отметить саунд пластинки. Его многослойность не ускользнёт от внимания даже самого искушённого меломана. Сегодня, когда техника и технологии позволяют делать практически всё, что заблагорассудится, мало кто может похвастаться подобным звучанием. Результат же работы Сучилина говорит об особом мышлении, которым, к сожалению, обладают очень немногие, не говоря уже об умении реализовывать задуманное.
Также стоит отметить, что в полном виде «Noema» издаётся впервые. Благодаря усилиям лейбла «Геометрия», отечественные меломаны получили возможность пополнить свои коллекции одним из лучших произведений, созданных когда-либо представителями отечественной рок-музыки. Эта пластинка из разряда тех, которые должны стоять на полке любого коллекционера и истинного ценителя качественной музыки. Полтора часа, проведённые за прослушиванием лучшей студийной работы группы «До Мажор», могут в корне изменить даже сложившиеся годами музыкальные пристрастия.
[nggallery id=22]
Издатель: Геометрия, 2012