Два важных переиздания группы “Алиса”
В этом году вышло два важных переиздания группы «Алиса». Компания «Мистерия звука» выпустила на компакт-дисках альбомы «Блокада» и «Для тех, кто свалился с Луны». Обе работы выходили на этих носителях и прежде, но первый до этого в полной версии вообще никогда не издавался, а второй был выпущен в 1993 году смехотворным тиражом, а его последующие издания, мягко говоря, оставляли желать лучшего.
«Блокада» – полная версия на CD
Авторский вариант записанного в 1987 году альбома «Блокада» распространялся только на магнитных лентах. При подготовке первого официального издания, которое в 1989 году выпустила фирма «Мелодия», материал безжалостно отредактировали. В частности, были отрезаны концептуальные начало и концовка пластинки, а также сокращены вступления и коды некоторых песен. Кроме того, музыканты имели собственное мнение и по поводу оформления, но тогдашняя цензура не позволила реализовать задуманное.
Впервые полная версия альбома «Блокада» была выпущена зимой 2015 года. И опять на виниле. Оригинальный материал подвергся реставрации, которую выполнил известный меломанам звукорежиссёр Евгений Гапеев. При подготовке издания использовались оригинальные ленты с правильной скоростью фонограммы и, разумеется с необрезанными песнями. Этот же вариант компания «Мистерия звука» переиздала на CD, дополнив его многостраничным буклетом с фотографиями Валерия Потапова.
В таком виде «Блокада» на CD издана впервые. Благодаря правильной цветовой гамме оформления и концептуальному буклету, альбом, наконец, стал восприниматься как законченная работа. Слушая диск, одновременно разглядывая фотографии и вчитываясь в давно заученные наизусть тексты, невозможно избавиться от ощущения, что знакомишься с неизвестной ранее работой легендарной «Алисы». В общем, отличный подарок всем поклонникам коллектива.
«Для тех, кто свалился с Луны» – впервые с 1993 года
История альбома «Для тех, кто свалился с Луны» тоже складывалась не самым простым образом. В 1993 году эту работу выпустила компания Moroz records довольно большим тиражом на виниле и весьма скромным на CD. В 1997 году запись была переиздана фирмой Extraphone в новом оформлении и с бонус-треком, вставленным в середину трек-листа, что негативным образом сказалось на концепции работы. Даже при том, что в своё время диск позиционировался Кинчевым как неконцептуальный.
В дальнейшем альбом несколько раз переиздавался с трек-листом 1997 года. Тут нужно добавить, что дополнив трек-лист композицией «Ямщик», которая была записана для сборника «Странные Скачки», издатель сократил несколько других песен, например, обрезал сыгранное Никитой Зайцевым соло на скрипке в песне «Кибитка» и сократил пение церковных певчих в «Пасынке звёзд». Обрезали и коду «Плача». Бонус, сам по себе являющийся песней неплохой, убил альбом, который с момента появления «Ямщика» перестал восприниматься как цельное полотно.
В новом издании бонусов нет. И это правильно! Наконец-то один из самых интересных альбомов «Алисы» снова можно слушать с диска в том виде, в котором его хотели донести до публики музыканты. К изданию также прилагается многостраничный буклет без фотографий, но с текстами песен. Единственное, что не сохранил нынешний издатель – это изображение девочки, которое присутствовало на внутреннем конверте первого тиража винилового издания этого альбома.
Подводя итог, отмечу, что впервые за много лет ранние альбомы «Алисы» стали издавать в нормальном виде. Предыдущие переиздания, что от студии «Союз», что от Real records – это были какие-то жалкие пародии на качественный продукт: «Союз» выпускал диски без буклетов, а Real своей «коллекционной концепцией» нещадно губил художественное оформление дисков. Хочется верить, что и «Jazz», и «Энергию» тоже, наконец, переиздадут в нормальном виде.