52 факта об альбоме «45» группы “Кино”
1. «45» – это первый альбом в дискографии группы «Кино».
2. В то же время запись этого альбома стала первым опытом студийной работы для Виктора Цоя.
3. «45» – единственный альбом «Кино», в записи которого принимал участие Алексей Рыбин – один из основателей легендарного коллектива.
4. Практически весь материал дебютного альбома Виктора Цоя был создан в то время, когда группа «Кино» существовала под названием «Гарин и гиперболоиды».
5. За появление первой студийной записи группы «Кино» следует благодарить Бориса Гребенщикова.
6. Именно благодаря лидеру «Аквариума» Цой получил возможность записать свои песни в студии Дома юного техника.
7. Упомянутая студия известна также под названиями «Студия записи ленинградского рок-клуба» и «Антроп».
8. Звукорежиссером альбома «45» и одним из его продюсеров стал легендарный Андрей Тропилло. Вторым саунд-продюсером является Борис Гребенщиков.
9. Во многих источниках БГ указан единственным продюсером студийного дебюта «Кино», но на самом деле, звук альбома делал именно Тропилло (как и звук альбомов «Энергия» группы «Алиса», «Треугольника» группы «Аквариум», «Шествия рыб» группы «Телевизор» и т.д. и т.п.).
10. На момент записи «45» участникам группы «Кино» не было и двадцати лет.
11. Тем не менее, какие-то любительские записи у группы уже были. На пленку фиксировались выступления на квартирниках, которые музыканты играли у друзей в Москве и Ленинграде. Некоторые из них уже после гибели Цоя были изданы на CD.
12. В 1982 году, когда записывался альбом «45», в группе «Кино» ощущалась острая нехватка музыкантов. По факту, это был дуэт двух гитаристов, один из которых выступал еще и в качестве вокалиста.
13. Проблема с музыкантами была решена просто: к записи были привлечены участники «Аквариума».
14. Борис Гребенщиков подыгрывал на гитаре и металлофоне, а также подпевал Виктору, Михаил Файнштейн-Васильев отвечал за ритм-секцию и подпевал, Всеволод Гаккель играл на виолончели, Андрей «Дюша» Романов – на флейте.
15. Отметился на записи и Андрей Тропилло. Его «демонический голос» можно услышать в песне «Время есть, а денег нет», а в композиции «Дерево» он задушевно сыграл на флейте.
16. Металлофон, на котором играл лидер «Аквариума», можно услышать в песнях «Солнечные дни» и «Алюминиевые огурцы».
17. Вместо живых барабанов в записи альбома «45» была использована ритм-машина, программированием которой занимался Михаил Файнштейн.
18. Основной причиной замены барабанов ритм-боксом послужило отсутствие барабанщика. Впрочем, в начале 80-х использование электронных ударных было признаком новаторства и считалось модным. В частности, ритм-машины активно использовались группами т.н. «новой волны».
19. Во время записи Виктор Цой играл на собственной12-струнной гитаре, а Алексей Рыбин – на электрогитаре, одолженной у Бориса Борисовича.
20. Запись делалась следующим образом: сначала записывалась т.н. «болванка», а позже уже на готовый материал накладывался вокал и соло-гитара.
21. Весь материал альбома был записан на многоканальный магнитофон на 38-ой скорости.
22. Исключением стала песня «Восьмиклассница», по ошибке записанная на 9-ой скорости.
23. Именно это впоследствии называлось главной причиной, по которой альбом не может быть издан на виниле.
24. Техническая ошибка произошла по банальной причине: когда музыканты были готовы приступить к записи, Андрей Тропилло на некоторое время отлучился из аппаратной. Руководство процессом принял на себя Гребенщиков, повернувший рубильник не в ту сторону.
25. Было сделано несколько дублей «Восьмиклассницы», однако самым удачным музыканты признали записанный на неправильной скорости.
26. Запись альбома «45» продолжалась полтора месяца.
27. Препятствия процессу чинили всевозможные проверки, занятия Тропилло с пионерами из кружка звукозаписи, а также необходимость жертвовать своим временем на всевозможные дела на благо общества, как, например, поездка в колхоз «на картошку».
28. Известно, что однажды на овощебазу вместо Тропилло был командирован Цой. В то время, пока он сортировал огурцы, в студии Дома юного техника полным ходом шла запись песни «Мои друзья» – записывалась флейта Дюши Романова и виолончель Гаккеля, разбавленные соло-гитарой Рыбина.
29. Поездка на овощебазу послужила толчком к написанию песни «Алюминиевые огурцы».
30. Еще одна песня альбома «45» появилась непосредственно в студии во время рабочего процесса. Речь идет о композиции «Асфальт», которая впоследствии то изымалась из альбома, то снова возвращалась на свое законное место.
31. В оригинальной версии первого альбома «Кино» четырнадцать песен.
32. Их общее время звучания равнялось сорока пяти минутам, что и определило название альбома.
33. Позже, когда из полотна выпала песня «Асфальт», время звучания записи сократилось на три минуты.
34. На обложке альбома музыканты хотели предстать во фраках, жабо и с пистолетами на фоне купчинских пустырей. Однако, альбом все же был оформлен по-другому.
35. «45» распространялся либо с фотографией Виктора Цоя на лицевой стороне, либо с незамысловатым коллажом, где на первом плане выступал желтый кораблик, плывущий под ночным небом.
36. В 80-х годах «45» распространялся на магнитных лентах, намотанных на бобины, прослушать которые можно было на бобинных магнитофонах типа «Орбита», «Сатурн» и т.д.
37. На CD альбом впервые был издан в 1994 году компанией Moroz records.
38. Позже тираж диска был неоднократно допечатан.
39. В 2012 году альбом «45», наконец-то, был издан на виниловой пластинке все той же компанией Moroz records.
40. На новом виниле отсутствует песня «Асфальт».
41. В этом году альбом «45» «отметил» свое 30-летие.
42. Во многих интервью Цой негативно отзывался о первом альбоме «Кино», называя его «бардовским вариантом» и утверждая, что он был против его выхода.
43. Однако, если бы такое утверждение было правдой, альбом вряд ли бы «получил хождение» в начале 80-х.
44. Алексей Рыбин также считает работу не очень удачной, подчеркивая, что в песнях напрочь отсутствуют аранжировки.
45. Негативную характеристику альбому «45» дал контркультурный журнал «Ухо», назвавший работу «расслабленным бряцаньем по струнам», в котором «отсутствует всякий смысл и содержание».
46. Тем не менее, песни из дебютного альбома «Кино» до сих пор востребованы публикой и часто исполняются под гитару подростками-неформалами.
47. Альбом «45» можно уверенно назвать первым шагом Виктора Цоя к всенародной славе.
48. На акустических концертах Виктора Цоя песни альбома «45» часто становились основой выступлений.
49. Композиция «Электричка» стала единственной с альбома «45», записанной в конце 80-х в жесткой электрической аранжировке. Эту версию можно услышать на альбоме «Последний герой».
50. На некоторых концертах «Кино» в электричестве также звучала песня «Время есть, а денег нет», но эта версия явно проигрывала представленной на дебютном альбоме.
51. Альбом «45» – одно из наиболее удачных произведений отечественной музыки, которую можно причислить к жанру городской романтики.
52. Эта работа как нельзя лучше отражает начало 80-х, давая понять, чем жила молодежь того времени.