Роль Чумы в жизни “Алисы”
12 апреля 1993 года ушел из жизни гитарист «Алисы» Игорь Чумычкин. У нас редко вспоминают кого-либо из участников известных групп, кроме их лидеров. И если по следам трагедий кто-то и напишет несколько строк в память об ушедшем таланте, то спустя годы считается совсем ненужным возвращаться к личности музыканта, о котором, как считается, все уже давно забыли. Тем не менее, каждый из таких людей внес неоценимый вклад в развитие отечественной рок-музыки и молчать о них, как минимум, неблагодарно.
Игорь Чумычкин пришел в «Алису» в 1988 году, когда группа была одной из самых известных в стране. Музыканты работали над альбомом «Шестой Лесничий», во время записи которого гитарист Андрей Шаталин решил покинуть группу, посчитав требования Константина Кинчева к его профессиональным качествам слишком жесткими. Замену Шаталину оказалось найти не так-то просто. Поговаривают, что на его место приглашали разных музыкантов, среди которых был даже гитарист «Калинова Моста» Василий Смоленцев, однако никто из них в группе не прижился. И вот по рекомендации Юрия Наумова Кинчев пригласил в «Алису» Игоря Чумычкина, которому в оставшиеся пять лет жизни суждено было стать ведущим музыкантом одной из лучших рок-групп страны.
До «Алисы» Игорь играл в малоизвестной группе «99%». Коллектив начинал с классического хард-рока, но с течением времени его звучание становилось все тяжелее и тяжелее и в итоге стиль неизбежно мутировал в модный в то время хэви-металл. «99%» была собрана в 1979 году, а ее первый магнитоальбом появился в 1982-ом. И как-то все затихло. Известность коллектива была локальной, аудитория – небольшой. К тому же внутри группы начались разногласия и музыканты начали искать себе применение в более успешных командах.
Однако вопреки ожиданиям группа не прекратила свое существование. Ее неоднократно пытались реанимировать и во время одной из таких попыток, в 1987 году, в ее составе появляется Игорь Чумычкин. Группа на тот момент уже являлась членом Московской рок-лаборатории и рассчитывала обратить на себя внимание на предстоящем Фестивале надежд. Музыканты записали альбом «Глас вопиющего», принципиально отличающийся от того, что было сделано под брендом «99%» раньше, и подготовили специальную концертную программу для предстоящего рок-феста. Но так уж вышло – другие коллективы оказались интереснее и сыграли лучше. Выступление «99%» прошло практически незамеченным.
Судьба «99%» снова оказалась под вопросом. Музыканты все чаще занимались сторонними проектами. Не стал исключением и Чумычкин. В 1988 году он принял участие в записи альбома Юрия Наумова «Перекати поле». Участие в этом проекте, можно сказать, стало для Игоря судьбоносным. Именно после этой совместной работы Наумов рекомендовал перспективного талантливого гитариста ищущему такового Кинчеву.
Чумычкин с ходу вписался в работу над «Шестым Лесничим». Правда, на момент его появления в «Алисе» большая часть материала уже была записана. Тем не менее, Игорь сумел оставить свой след в этом альбоме. В принципе, знатоки репертуара «Алисы» без труда смогут на слух определить в каких именно песнях «Шестого Лесничего» играет Чумычкин. Для тех же, у кого с определением возникли трудности, сделаем подсказку: его гитара звучит в песнях «Тыр-тыр-тыр», «Шестой Лесничий» и «Стерх». В последней они играют на пару с Андреем Шаталиным.
Можно сказать, что с появлением Чумы, именно так его стали называть музыканты «Алисы», изменилось не только звучание группы, но и ее сценический образ. Концерты стали намного «бодрее», новый музыкант чувствовал себя на сцене, как рыба в воде. Во всяком случае такое возникало ощущение у тех, кто находился в зале. Выступления «Алисы» всегда были захватывающим действом, а присутствие на сцене такого отвязного, в хорошем смысле этого слова, гитариста только усиливало эффект.
Однако влияние Игоря на жизнь «Алисы» не ограничилось одной лишь игрой на гитаре. Благодаря ему в группе появился гитарный техник Денис Канов, впоследствии принимавший участие в записи альбома «Черная Метка» (1994) в качестве гитариста, а также клавишник Андрей Королев, проживающий ныне в Белгороде, где служит священником в одном из городских приходов. С первым Чума познакомился еще в школе, со вторым – во время службы в армии. Кроме того, Чумычкин написал несколько композиций, которые Кинчев до сих пор время от времени исполняет со сцены. Но об этом чуть позже.
Сформировавшийся к 1990 году состав «Алисы» большинство алисаманов до сих пор называет золотым. Чтобы понять, почему так считают даже те, кто познакомился с репертуаром группы относительно недавно, достаточно поставить пластинку «Шабаш» или «Для тех, кто свалился с Луны», и сразу все станет понятно. Однако это ни в коем случае не означает, что сейчас группа стала хуже или, как еще говорят – «не той». Группа та, несмотря на то, что музыканты в ней теперь другие. Код к разгадке той магии, которой окутаны упомянутые выше альбомы до банальности прост, называется – «молодость», со всеми вытекающими отсюда последствиями. И именно смерть Чумы заставила «Алису» так неожиданно повзрослеть. Осмелюсь предположить, что его уход во многом определил дальнейшее развитие группы.
Альбом «Шабаш», записанный в 1990 году, многие считают лучшим в дискографии «Алисы». Но потенциал Чумычкина, на мой субъективный взгляд, раскрылся в последовавшим за ним «Для тех, кто свалился с Луны». Практически все соло на гитаре здесь сыграны Игорем. Они и сейчас звучат, на удивление, свежо… А время – это самая лучшая проверка на качество. В одном из интервью бас-гитарист «Алисы», Петр Самойлов, вспоминая Игоря, сказал, что особенность его игры заключалась в том, что он умел импровизировать на ходу. И его фантазия действительно была безгранична.
Импровизационная работа Чумы лучше всего проявлялась на концертах. В какой-то момент в середине выступления Кинчев стал делать паузу для того, чтобы гитаристы могли проявить себя в полной мере. И они проявляли. Чума с Шатлом в течение какого-то времени легко удерживали внимание зала, а сами концерты от этого только выигрывали. К сожалению, сохранилось не так много качественных видеозаписей этих импровизаций, самые известные из них – это съемки программы «А» в студии на Шаболовке и фильм-концерт, снятый во время московской презентации «Для тех, кто свалился с Луны», прошедшей в конце января 1993 года.
Сейчас можно только гадать, в каком направлении двинулась бы «Алиса», если бы 12 апреля 1993 года Игорь Чумычкин не сделал этот злополучный шаг в открытое окно. Но если бы он остался в группе, ее музыка, определенно, была бы иной. После его смерти «Алиса» не играла концерты почти год. Все это время музыканты работали над альбомом «Черная Метка», который посвящен памяти их ушедшего друга. Для этой пластинки Чума написал две песни: «Паскуда» и «То ли про любовь, то ли про беду». Еще к двум он сочинил музыку («Черная метка» и «Белая невеста»).
Как уже говорилось выше, после смерти Чумы «Алиса» сильно изменилась. Из группы также ушел Андрей Королев, посчитавший, что этот шаг будет лично для него единственным правильным. Музыканты остались вчетвером. Когда группа впервые появилась на сцене в таком составе, смотрелась она сиротливо, несмотря на то, что драйв и напор никуда не делся. В 1995 году Константин напишет одну из лучших своих песен, «Шанс», которую посвятит Игорю Чумычкину, но в последующие годы она так и не найдет себе места ни на одном из альбомов «Алисы».
Помимо работы в «Алисе», Чума выступал с «ДДТ» в качестве приглашенного гитариста, а также принимал участие в записи концертного альбома «Nicht Kapitulieren» группы «Коррозия Металла». Спустя несколько лет гитарист этой группы Сергей «Боров» Высокосов запишет партии гитары в песне «Паскуда» с алисовской «Черной Метки», таким образом как бы отдав дань памяти своему приятелю. В какой-то момент вместе с гитаристом «ДДТ» Андреем Васильевым Чума хотел сделать проект под названием «Айболит-66», но, к сожалению, удачным он не стал.
Игорь Чумычкин прожил недолгую, но довольно яркую жизнь. Песни, в создании которых он принимал участие, до сих пор востребованы и любимы публикой. На ежегодных концертах «Алисы» «по заявкам зрителей» («Наш-ваш выбор») в список выбранных композиций обязательно попадает хотя бы одна композиция, авторство которой принадлежит Чуме. И пока эти песни будут востребованы, можно с уверенностью вторить Константину Кинчеву: «Чума всегда с нами!».