Тор Бориса Гребенщикова – с нами ничего не случится
Под маркой «Аквариума» предыдущий альбом Борис Гребенщиков выпустил в 2013 году. После этого вышли шикарные, но весьма мрачные сольники «Соль», «Время N» и «Знак Огня». И вот, наконец, в последний день кошмарного 2020 года состоялся релиз альбома «Тор», выхода которого поклонники ждали уже довольно давно.
Можно немного поиронизировать, сказав, что к «Тору» Борис Борисович начал готовить слушателей еще на «Знаке Огня». В одной из лучших песен этой пластинки, «Не судьба», он поет: «Надвигается шторм, шторм – это я». Вот вам и «Тор», скандинавский бог грома и молний, обеспечивающий защиту людей от чудовищ. Песни ведь действительно помогают жить в трудное время.
Мне кажется неслучайным и выбор даты релиза альбома. В последний день года люди интуитивно надеются на то, что плохое останется в прошлом, вот вам и светлый альбом, в финале которого назидательно звучит мантра: «не трать время». Ну и день выхода, четверг, в странах германских языков посвящен именно Тору.
Альбом «Тор» – это сборник интернет-синглов. Правда, многие из них для пластинки записаны заново, их звук отличается от ранних вариантов. Относительно новых произведений в сборнике три: инструментал «Bernie and Ciaran», потенциальный хит «Месть королевы Анны» и меланхоличная «Весть с Елисейских полей».
В сборнике целиком представлен макси-сингл «Двери травы», вышедший ещё в 2017 году. Здесь же давно любимые слушателями и ожидаемые на пластинках «Паленое виски и толченый мел» и «Бой-баба», которую в свете борьбы за толерантность и гендерное равноправие того и гляди признают экстремистской. Но главный шедевр альбома – великолепный «Фавн» с восхитительной симфонией в проигрыше.
Несмотря на то, что автор позиционирует «Тора» как очередной том «Истории Аквариума», звучит альбом на редкость цельно. В нем даже можно разглядеть концепцию. Например, если оттолкунться от «год уже запомнился своим количеством смертельных исходов» и закончить на «солнечный свет на этих ветвях – с нами ничего не случится», то получится весьма жизнеутверждающе, но через коронавирусную призму.
Борису Борисовичу, конечно, виднее, но на мой взгляд, альбом вполне можно включить в список «естественных». Это первая работа именно «Аквариума», записанная без Бориса Рубекина и, конечно, она сильно отличается от того, что было до его ухода. Но не в худшую сторону. Целиком пластинку можно послушать здесь.