Tribute to Виктор Цой. “Спасём Мир”
Этим летом без лишней помпы вышел очередной альбом-трибьют Виктору Цою. Под крайне пафосным названием «Спасём Мир», никак не отражающем ни суть пластинки, ни посыл творчества человека, песни которого её составили. Сборник был опубликован на iTunes и вряд ли в дальнейшем появится на физических носителях. О нём можно было бы и промолчать, но поскольку имя Цоя до сих пор вызывает интерес публики и мотивирует издателей спекулировать на нём, кое-какими соображениями поделиться с уважаемыми читателями всё не помешает.
От большинства связанных с именем Цоя проектов, появившихся в последние годы, за версту пованивает финансовой заинтересованностью. Перспектива лёгкой наживы лишает издателя мотивации работать над архивами, в данном случае – группы «Кино», которые в нормальном виде так по сей день и не выпущены. И действительно – зачем искать оригинальные ленты и заниматься реставрацией, когда можно взять старые треки, залить на iTunes и продавать по рублю? Ведь кто-то же их обязательно скачает… То же самое и с трибьютом.
Ладно бы, если под этот альбом была организована запись, благодаря чему музыканты сделали бы несколько новых каверов. Но ведь в «Спасём Мир» многие треки тупо взяты с пресловутых «КИНОпроб» четырнадцатилетней давности, как, например, «Видели ночь» в исполнении Zdob si Zdub или «Мама, мы все тяжело больны», сделанная «Ва-Банком». Остальные тоже не новы – они либо исполнялись на концертах, как «Спокойная ночь» в версии «Алисы» (да ещё в не самом лучшем варианте – с live-альбома «На Шаболовке») или «Перемен!» в исполнении Louna, либо выпускались на студийных альбомах (например, треки групп «Виктор» и F.P.G.).
Единственный относительно новый трек на этом трибьюте – «Время есть, а денег нет», сделанный Алексеем Вишней для проекта «Вишнёвое Кино». За пару недель до выхода сборника «Спасём Мир» тот же Moroz выпустил сингл Вишни из трёх каверов «Кино», что как бы наталкивает на мысль: уж не рекламную ли кампанию проекта затеял лейбл? В то же время для себя отметил, что благодаря новизне именно сделанный Вишней кавер остаётся в памяти после прослушивания альбома. Единственный из пятнадцати.
Остальные треки слишком заезжены, хотя некоторые из них очень даже неплохи. Например, мне понравилось, как Ольга Кормухина спела «Кукушку». Неплохую версию песни «Уходи» с лёгким, едва уловимым налётом рэггей, представила группа «НекомильФо». В своём стиле прозвучала «Мельница» с нескладно исполненной дамой от мужского лица песней «Дождь для нас». Всё остальное – уж слишком притянуто за уши и может и было уместно в своё время, но уж точно не в новом трибьюте.
Выводы напрашиваются не самые утешительные. В виде трибьюта «Спасём Мир» перед нами ярчайший пример алчности. На имени Цоя Moroz records паразитирует уже лет двадцать, при этом компания так и не удосужилась выпустить авторские варианты альбомов «Кино», не говоря уже о видеоархиве группы. Да, штамповать всевозможные сборники, пользуясь наличием авторских прав, дело не трудоёмкое. Но вся эта деятельность пустопорожняя и смысла не имеющая. Жаль, что издатель не хочет этого понять.