Краудфандинг русского рока в именах и цифрах
Канули в прошлое времена, когда музыканты записывали альбомы, продавали их издателям, а мы покупали красиво сделанные компакт-диски, пластинки и кассеты. Сейчас музыка ушла на стриминг, благодаря чему окупаемость звукозаписи снизилась, а легенды рока все чаще обращаются к краудфандингу, фактически предлагая аудитории делать предзаказы готовящихся работ. Об этих акциях и отношении к ним пойдет речь дальше.
В социальных сетях нет единого мнения об, скажем так, этичности вопроса краудфандинга. Дескать, концерты нужно играть, а не побираться. Тут отмечу, что идею краудфандинга отрицают и некоторые музыканты, как, например, Армен Григорян из «Крематория», до сих пор придерживающийся классической модели отношения музыканта и издателя. Это отличная позиция, в случае с «Крематорием» работающая, но стоит ли осуждать коллег за их выбор?
Сегодня практически все отечественные музыканты первой величины записывают пластинки в собственных студиях. Со стороны может показаться, что это позволяет существенно сэкономить на записи, но так ли это на самом деле? Ведь даже в собственную студию покупается дорогая аппаратура, на которую тоже нужны немалые средства. Увы, расхожее мнение о том, что записать трек можно на MacBook действительности соответствует лишь отчасти.
Впрочем, обывателю в вопросе краудфандинга всегда интересно считать чужие деньги. Формально в этом конкретном случае они называются добровольным пожертвованием или соучастием. Фактически же – это прямой заработок музыканта. Заслуженный! Кто что заслужил, тот ровно столько и получает. Я не исключаю вариант, что до сих пор не попробовавшие модель краудфандинга музыканты отчасти боятся, что не соберут запрашиваемые суммы. Проектов-то сотни, а успешных – десятки.
Главные рекордсмены российского музыкального краудфандинга – группы «ДДТ» и «Алиса». В 2021 году Юрий Шевчук впервые для распространения своего нового альбома, «Творчество в пустоте», обратился к услугам портала «Планета». Менее чем за месяц поклонники перечислили в фонд коллектива без малого 20 миллионов рублей.
Константин Кинчев уже несколько лет рассматривает краудфандинг-платформу «Планета» как единственную возможность распространения альбомов «Алисы» на носителях. По состоянию на 2021 год методом краудфандинга он выпустил уже три альбома, каждый из которых установил рекорд продаж. Вышедший в 2016 году «Эксцесс» собрал более 11,3 миллиона рублей, в 2019 году «Посолонь» принес 17,4 миллиона, а сольник «Белый шум» в 2021 году установил отметку в 23,1 миллиона рублей.
Дважды к краудфандингу обращался Борис Гребенщиков. Он тоже собрал немало, но до уровня «Алисы» и «ДДТ» не дотянул. На мой взгляд, это объясняется различием в аудитории. У Кинчева и Шевчука она более-менее одинаковая и часто пересекается. «Аквариум» же слушает более старшее поколение, представители которого к краудфандингу относятся, скорее, с недоверием. Тем не менее, первый раз БГ собрал 7,3 миллиона рублей, второй – 4,6 миллиона.
Группа «Калинов Мост» и её лидер Дмитрий Ревякин уверенно лидируют по количеству краудфандинговых проектов. С помощью народного финансирования выпущены сольники «Grandi Canzoni Opus», «Grandi Canzoni Opus Magnum», «Змееборец», «Снег-печенег», «Kosmotango», альбомы «КМ» «Contra», «Циклон», «Даурия». Суммы сборов Ревякина варьируются от 400 000 до 1 000 000 рублей.
Одними из первопроходцев музыкального краудфандинга в России стали музыканты «Би-2». Впервые обратившись к «Планете» в 2012 году, с помощью народного финансирования они выпустили уже несколько альбомов. Самый «кассовый» из них – вышедший в 2017 году «Горизонт событий», принесший 3,5 миллиона рублей.
Среди групп, которые выпускали альбомы методом краудфандинга, много представителей нового поколения. Это группы Lumen, Louna, «Слот», «Мураками», Бранимир и многие другие. Так выглядит новая реальность и если вы хотите поддержать тех, кто приносит вам радость, стоит хотя бы соткой поучаствовать, вместо того, чтобы хейтить музыкантов в соцсетях.