Башлачев, Рикошет, Высоцкий – лучшие трибьюты русского рока
Альбомы-трибьюты стали неотъемлемой частью музыкального рынка. Их выпускают по поводу и без и чаще всего слушать такие сборники не очень интересно, поскольку делаются они наспех разными людьми, преследующими какие-то собственные цели. Но из всякого правила есть исключения. Об удачных трибьютах я хочу поговорить сегодня.
История трибьютов в России началась с выпуска сборника «Отчет: 1983-1993» группы «Наутилус Помпилиус». Тогда в обиходе еще не использовали слово «трибьют», а говорили просто «сборник песен». Сделанный на энтузиазме проект, не имевший аналогов в отечественном музыкальном пространстве, был, бесспорно, интересен.
Сегодня о нем вспоминают редко. Как, собственно, и о других трибьютах. Имена большинства участников проекта сегодняшней молодежи ни о чем не говорят. И все же стоит их напомнить: Алексей Могилевский, Александр Пантыкин, «Апрельский марш», Настя Полева. Ярчайшим же номером из этого сборника стала композиция «Прогулки по воде» в исполнении группы «Выход» Сергея Селюнина.
В 1996 году по инициативе Юрия Шевчука отечественные рок-музыканты выпустили альбом-посвящение Владимиру Высоцкому «Странные скачки». Отношение критиков к этому проекту изначально было неоднозначным и чаще негативным. Спустя годы нелестно о нем отзывался и лидер «ДДТ».
Тем не менее, сборник уверенно можно включить в список наиболее удачных. Уже после его выхода песни Высоцкого стали петь на новый лад все, кому не лень. На «Странных скачках» чувствуется большое уважение к автору и бережное отношение к материалу.
В нулевых годах трибьюты посыпались как из рога изобилия. Вышли две части «Кинопроб», посвященных Виктору Цою, затем два трибьюта «Гражданской Обороне», слушать которые было, по большому счету, невозможно. Из десятков каверов с трудом можно было выбрать два-три удачных. Но с коммерческой точки зрения они себя окупили.
Новую для России концепцию трибьютов в 2009 году показал Константин Кинчев. Он записал трибьют-альбом «Выход Дракона», посвященный Рикошету, лидеру «Объекта Насмешек» Александру Аксенову. Аранжировки всех песен сделала группа «Алиса», а вокалистов в проект Кинчев приглашал лично.
По тому же пути в 2010 году пошел Дмитрий Ревякин, готовя трибьют Александру Башлачеву. Группа «Калинов Мост» сделала аранжировки песен так, как считала нужным, выдержав концепцию пластинки. Каждая композиция готовилась под конкретного исполнителя с учетом его вокальных данных.
Кстати, проект получил продолжение. Диск «Серебро и слезы» вышел только в 2014 году, пролежав на полке четыре года. Его выпуск сопровождался концертами «Калинова Моста», сет-лист которых состоял из песен Башлачева. При этом часть из них в сборник не вошла. Кстати, концерт транслировался онлайн, однако сегодня найти его на ютубчике почему-то не получается.
В 2017 году вышел проект «Иллюминатор», посвященный памяти поэта Ильи Кормильцева. Подход здесь тоже отличается от традиционного. Участникам сборника предложили положить стихи автора на музыку. Таким образом, каждый участник выбрал подходящий лично ему текст и стал композитором. В итоге – сборник слушается великолепно.
Из совершенно свежих релизов вспоминается трибьют «Сектору Газа». Координацией проекта занималась дочь Юрия Хоя Ирина и благодаря её стараниям сборник удался. При этом ставка в альбоме делалась на громкие имена, как, например, Юрий Шевчук, Сергей Галанин, Иван Демьян, а удачные номера представили те, от кого меньше всего ожидаешь. Например, группа «Мураками».
Понятно, что трибьюты будут выходить и впредь. Главное, чтобы делали их для слушателей, а не для участников. Но о неудачных трибьютах поговорим как-нибудь в следующий раз, тем более что их более чем достаточно.