CD: Алиса. “Саботаж”
Появление каждого альбома «Алисы» среди поклонников группы вызывает шквал эмоциональных обсуждений, при этом часть аудитории традиционно пребывает в восторге от новой пластинки, другая находит ее скучной и с сожалением констатирует, что это совсем не то, что хотелось бы услышать. Не удивительно, ведь кто-то рассчитывает получить клон «Шабаша», кто-то очередную «Черную Метку», кто-то «Дурня» и т.д. и т.п. Эти ожидания в какой-то степени влияют на восприятие новинки и не всегда позволяют оценить её по достоинству. В случае с «Саботажем» на оценку альбома повлияло и заявление Константина Кинчева, опубликованное на официальном сайте «Алисы» и растиражированное СМИ, о том, что это лучшая за тридцать лет работа коллектива. После таких слов невольно начинаешь ожидать чего-то из ряда вон выходящего…
На деле же «Саботаж» оказался мощным концептуальным полотном с жестким гитарным звуком, разбавленным всевозможными электронными семплами. Это еще не металл, но уже далеко не классический хард-рок, хотя при желании можно отыскать множество цитат различных представителей обоих жанров. Но вот стоит ли это делать, если можно насладится тем, что получилось у «Алисы»? А получилось, надо сказать, неплохо. Вообще, страсть до выискивания заимствований в какой-то степени можно сравнить с извращением. Давно пора бы понять, что цитирование в музыке и развитие сочиненной другими композиторами темы – нормальное явление. И ничем не отличается от аналогичного приёма в литературе. Но вернемся к альбому.
«Саботаж» выгодно отличается от ставшей снова актуальной «протестной волны» отсутствием нравоучений, навязывания собственной позиции как единственной верной и традиционных для «музыки протеста» напутствий и наставлений на «путь истинный». Это, скорее, проникновенная беседа с единомышленниками, в ходе которой Кинчев делится своими наблюдениями, опасениями и лишь предлагает возможный вариант решения насущных проблем, причиной которых служат вовсе не действия «присосавшихся к трубе» лидеров страны, обозначенных в песне «Крах» безликими символами «А» и «Б», а в близорукости каждого представителя общества:
Уроки лет, заветы века
И предсказания эпох
Не изменили человека,
Он тот же загнанный лох.
Все та же спесь, все те же позы,
Все тех же ниток узлы.
Материал «Саботажа» сложен. Хитов, как таковых, в альбоме нет. Исключением можно назвать, разве что, «Левшу» – логическое продолжение (или завершение) истории про Дурака (песни «Дурак» с альбома «Черная Метка» и «Дурак и Солнце» с альбома «Дурень»). В то же время алисаманы со стажем, наверняка, оценят и «Черную Полосу», и «Сны», и особенно «Взрыв». Последняя, на мой субъективный взгляд, одна из наиболее удачных в альбоме. Композиционно она идеальна – музыка и аранжировка подчеркивают тревогу автора, переданную в тексте: сначала все идет ровно и спокойно, потом происходит тот самый взрыв, после которого все летит кувырком («Всего лишь миг, лишь доля секунд – и тишина превращается в бунт» – как поется в другой песне с этой пластинки).
Музыка многих песен с «Саботажа» написана Константином в соавторстве с другими участниками коллектива. Такое решение можно только приветствовать, поскольку творчеству группы оно пошло явно на пользу. Если так можно выразиться, то в музыкальное мышление было внесено разнообразие, на отсутствие которого в последние годы жаловались многие алисаманы. Не скажу, что форма стала интереснее смысловой нагрузки, но тот же самый «Взрыв», композитором которого является гитарист Евгений Лёвин, во многом интересен именно благодаря своей музыкальной стороне. Ну а о своем отношении к этой песне я уже говорил выше.
Раз уж зашла речь о музыкальной стороне, то хочется также отметить композиторскую работу гитариста Игоря Романова, написавшего музыку к песне «Кошмар». Гитары, звучащие в финале композиции, доставляют особое удовольствие. Также выделю гитарное соло в центральном произведении альбома – песне «Ангел», есть в нем что-то легкое, почти воздушное. Гармоничен вокал Петра Самойлова, который больше, чем в «Саботаже», пел разве что в «206. Часть 2». В композиции «Черви» он вообще был бы бесподобен, если бы не одно но…
Подключающийся к размеренному пению Петра Сергеевича речитатив Константина Кинчева нарушает всю гармонию композиции. Быть может, именно такого эффекта автор и хотел добиться, но этот прием, кочующий из альбома в альбом начиная с «Ъ», уже как-то поднадоел. Более того, пение «о разном» на два голоса одновременно не дает сосредоточиться на песне и мешает уловить ту мысль, которую автор хотел донести. В итоге ловишь лишь обрывки фраз, которые никак не складываются в единое целое.
«Саботаж» ни в коем случае нельзя считать политическим манифестом Кинчева. Собственно, политике здесь отведено всего лишь несколько строк. Да и саботировать Константин призывает вовсе не лживые выборы, которые честными априори быть не могут, а то, что в массовом сознании в виде глянца сиюминутной выгоды пришло на смену вечным ценностям. Изменить сегодня сложившийся уклад жизни можно лишь скрытым противодействием ему, что, в принципе, саботажем и является.
[nggallery id=15]
Издатель: СМ Финанс, 2012