CD: Аквариум. “Архангельск”
Альбом «Архангельск», готовившийся к изданию группой «Аквариум» около трех лет, шедевром, к сожалению, не оказался. При том, что материал, который в него вошел, назвать плохим язык не поворачивается.
Несмотря на то, что золотого состава «Аквариума» не существует более двадцати лет, поклонники все еще ждут от каждой новой работы группы возврата к истокам, тщетно пытаясь уловить в новых произведениях отголоски прошлого. Особо пытливые без труда находят заимствования у коллег, моментально обнаруживают самоцитирование и параллельные места, но к тому, старому, «Аквариуму» это не имеет никакого отношения. И может кому-то это покажется странным, оно и не должно ничего иметь с тем, что безвозвратно ушло
Вообще вот эти все попытки отыскать сходство со старым, честно говоря, поднадоели. Да, я тоже слышу, что «Архангельск» – это музыкальная цитата «Скорбеца», «Капитан Беллерофонт» – это ближайший брат «Сувлехима Такаца» и т.д. и т.п. Ну и что дальше-то? При ближайшем рассмотрении все они оказываются уникальными и неповторимыми, т.е. что-то свое в них все же есть и спорить с этим нет смысла.
В оценке альбома я ориентируюсь на какие-то внутренние ощущения, четко обозначить которые весьма трудно, если не сказать – невозможно. При первом прослушивании «Архангельск» мне понравился, но отчего-то оказавшийся у меня под рукой в то же время диск «Наша Жизнь С Точки Зрения Деревьев» был востребован намного чаще. Но раз уж речь об «Архангельске», то не будем растекаться мыслью по древу.
Практически все песни с новой пластинки мне довелось услышать намного раньше официального релиза. Правда, в отличие от преданных фанов, я не заслушивался ими, а лишь прослушал пару раз для ознакомления. Помню, из всего материала (диск состоит из восьми песен) впечатление на меня произвел лишь «Огонь Вавилона». Появившиеся на «кругах» синглы «Тайный Узбек» и «На Ход Ноги» не впечатлили вообще, «Красная Река» понравилась немного больше. Но отчего-то думалось, что новый альбом составят песни типа «Огня Вавилона». Увы.
С выходом альбома мое отношение к «Тайному Узбеку» изменилось в лучшую сторону. Даже несмотря на то, что туда, где я живу, узбеки не стремятся. Да и тот, «кто держит весло» у нас, уже давно позаботился не только о том, чтобы сюда никто не захотел приехать, но и свои поскорее сбежали бы. Вообще, новую работу Гребенщикова можно назвать в какой-то степени социальной. Ведь та же «Назад, в Архангельск» моментально разлетелась на цитаты, как в свое время задорный реггей «Зум-зум-зум».
Музыкальная часть пластинки вполне соответствует духу последних альбомов «Аквариума». Те же аккорды, немного электроники и обилие флейты Брайана Финнегана. Скажу сразу, моему слуху приятнее была флейта Олега Сакмарова (т.е. я и не за «золотой» состав, и не за «интернациональный»). Очень жаль, что такое многообещающее начало, которому вполне мог бы позавидовать сам Мерилин Мэнсон, слишком быстро сменилось традиционным набором звуков со стандартными аранжировочными ходами.
В интервью после выхода альбома Гребенщиков неоднократно подчеркивал, что в работе находилось намного больше песен, чем в итоге оказалось на пластинке. Означает ли это, что Борис Борисович как бы оправдывается за то, что «Архангельск» получился таким, каким дошел до слушателей? Возможно. Ведь действительно, новый альбом «Аквариума» никого не удивил. Обычная такая ровная работа, которая не вызвала споров, а была воспринята как нечто само собой разумеющееся.
Однозначно порадовало художественное оформление диска. Наверное, на конверте виниловой пластинки оно бы смотрелось еще лучше. Что же до качества коробочки, то тут, как всегда, компания «Мистерия +» решила сэкономить. Вообще, такое отношение к изданиям поражает. Если издатели постоянно ноют о падении продаж и разгуле пиратства, то уж для тех немногих, кто согласен платить деньги за физические носители все же можно было уделить внимание их качеству. А то что же это получается? Диджипак расклеился на второй день после того, как был распакован. Ну как-то глупо после этого сетовать на то, что никто ничего не покупает.
Кстати, БГ, как водится, выложил «Архангельск» в интернет, чтобы каждый желающий смог ознакомиться с творением и, если возникнет желание, поблагодарить автора рублем. Идея, бесспорно, хорошая. К тому же, тенденция такая уже давно стала модной и очень многие отечественные музыканты время от времени воплощают ее в жизнь. Что не может не радовать обывателя, но оставляет равнодушным меломана, т.к. последний предпочитает иметь физический носитель понравившегося альбома.
[nggallery id=37]
Издатель: Мистерия+, 2011