CD: Майк и Цой. “Москва, 1985»
Издания концертных записей известных групп и исполнителей всегда считались продукцией специфической. Спрос на нее намного ниже, чем на номерные альбомы тех же музыкантов. Тем не менее, недостатка в подобных изданиях нет. Время от времени независимые лейблы радуют преданных фанов и коллекционеров аудиопродукции новыми релизами, а иные из них даже переиздаются спустя годы после успешного дебюта.
Так произошло и с известной записью московских квартирников Виктора Цоя и Майка Науменко. Впервые она была издана в 1996 году и, можно сказать, произвела фурор в определенных кругах. Дело в том, что до этого момента записи квартирников не были доступны широкому кругу слушателей, а ходили по рукам в виде бутлегов исключительно среди избранных поклонников музыкантов. «Отделение Выход» исправило эту ситуацию, положив начало целой серии изданий архивных записей.
Говоря откровенно, благодаря изданиям записей дуэта Майка и Цоя, произошла популяризация творчества лидера «Зоопарка». К середине 90-х от его былой славы не осталось и следа и даже со сбытом студийного наследия главной рок-н-ролльной группы страны возникали большие сложности. Чего нельзя сказать о продукции, выпускавшейся под маркой «Кино». Виктор Цой – фигура культовая, при этом интерес к его творчеству многократно возрос после августовской трагедии. Быть может, скажу вещь крамольную, но не воспользоваться этим тогда было просто нельзя. Да и в конечном счете от издания этих квартирников выиграли все – и издатели, и фаны, и, пожалуй, даже сами музыканты, которые к моменту появления дисков оба обитали в иных мирах.
Издание записей кухонных посиделок с гитарой – шаг правильный. Конечно, было бы намного интереснее, если бы удалось эти действа запечатлеть на видео, но за неимением такового остается довольствоваться тем, что есть. В конце концов, дух времени и атмосфера события переданы и на аудиозаписи, а именно этим и ценны подобные издания. Чувствуется и надменность Майка, который в середине 80-х был уже состоявшейся рок-звездой, и бесшабашность Цоя, пока еще не ставшего героем для миллионов советских подростков.
Если обратить внимание на трек-лист «московских концертов», можно заметить интересную особенность, которой пока еще мало кто придавал значение. А ведь на этом издании, можно сказать, запечатлена передача эстафетной палочки лидера любимцем публики начала 80-х кумиру поколения конца того же десятилетия. После «Белой Полосы», записанной в 1984-ом, «Зоопарк», по большому счету, ничего уже и не сделал, в то время, как у «Кино» все еще было впереди. Да и концертная деятельность Науменко постепенно сошла на нет, в то время, как у Цоя начался небывалый «чес».
Чем интересна именно эта запись? Во-первых, на ней в две гитары играют два, вне всяких сомнений, великих человека нашей эпохи. Во-вторых, версии представленных здесь песен отличаются от известных всем канонических. Например, «Видели ночь», спетая под акустическую гитару, известна далеко не всем, а «Сельва» в исполнении Цоя знакома лишь преданным его фанам. Примечательна запись и комментариями музыкантов, данными ими к некоторым песням. Для кого-то, конечно, все это не ново, но есть и те, кому сии подробности не известны.
Новое издание московских квартирников Майка и Цоя отличается от предыдущего оформлением и наличием бонуса в виде акустического концерта лидера «Кино» и Сергея Рыженко. Кстати, этот бонус стал приятным сюрпризом даже для знатоков творчества Цоя, т.к. многие из них полагали, что запись не сохранилась. Ан нет! Оказывается, сохранилась и представлена в виде мп-3 файлов на втором диске издания. Правда, ее качество оставляет желать лучшего. Сам же концерт ни на что не может претендовать, т.к. и само выступление это далеко от идеала. Чем ближе к концу концерта, тем с большим трудом ворочаются языки музыкантов. Особенно это заметно по Рыженко. Похоже, он умудрился опьянеть прямо по ходу концерта. Что ж, бывает…
Оформлен же диск превосходно! Визуально диджипак представляет собой фрагмент газеты «Вечерняя Москва», где на главной полосе размещена фотография музыкантов. Накатка на дисках сделана в виде аудиокассет Denon, на которые и были записаны выступления Майка с Цоем. Традиционный буклет содержит воспоминания организатора концертов, который одновременно является и их издателем. Нетрудно догадаться, что речь идет об Олеге Ковриге.
Честно говоря, особой разницы в звучании нового издания от того, что было выпущено в середине 90-х я не обнаружил. По всей видимости, дополнительная реставрация материала не производилась. Да и вряд ли в ней была необходимость. Звучит диск очень даже неплохо и, быть может, лучше иных студийных записей «Кино», изданных компанией Moroz records. Возможно, тем, у кого есть предыдущее издание этого квартирника, нет особой нужды покупать новое. Но если есть желание: а) приобрести диск в красивом оформлении, б) получить запись квартирника Цоя и Рыженко на физическом носителе, в) поддержать издателя, чтобы он и впредь радовал нас интересно-полезной продукцией – можно и раскошелиться. Тем более, что стоит диск не так уж и дорого, а польза от его приобретения, как это кому ни удивительно – есть.
[nggallery id=14]
Издатель: Отделение Выход, 2012
Купить CD “Майк и Цой. Москва” на “Озоне”