“Вежливый Отказ” споет “Военные куплеты”
19 мая, накануне всемирной акции «Ночь музеев», в московском Центральном Доме Художников (ЦДХ) состоится премьера программы «Военные куплеты» группы «Вежливый Отказ».
Летом 2008 года лидер «Вежливого отказа» Роман Суслов начал сочинять цикл песен про войну. По его словам, это не было напрямую связано с конкретными событиями — песни были скорее посвящены войне как значимому элементу русской культуры. «Какая у нас еще есть народная забава? — и в шутку, и всерьез спрашивал Суслов в интервью. — Что мы еще умеем?» Часть военных песен вошла в альбом «Гуси-лебеди», на данный момент последний у группы, но новые номера продолжают появляться (самые последние на сегодня — «А вдруг» и «Гудерьян и мороженое»), и таким образом оформляется отдельная программа «Военные куплеты». Некоторые песни отличает нехарактерная для «Отказа», но обманчивая простота мелодий, хотя Суслов все равно кой-где да ввернет или хитрый ритмический рисунок, или неожиданный гармонический переход. Плакатный (пусть и издевательский) текст «Мы победим!» соседствует со зловещей и полной скрытых и нескрытых аллюзий поэзией Аркадия Семенова в «Тикирека». Часть произведений, как это часто бывает у Суслова, исполняется на «языке фонем», которые, возможно, в дальнейшем трансформируются в русские слова, а возможно, и нет.
Следует вспомнить, что «Отказ» далеко не в первый раз обращается к военной теме. Приурочивание концерта в ЦДХ 19 мая к годовщине пожара Москвы 1812 года не случайно — одноименная песня (первый опыт Суслова — автора текста) выходила еще на альбоме «Этнические опыты», который сейчас переиздан лейблом «Геометрия». Концерт в новом зале ЦДХ станет также презентацией этого переиздания. Был в репертуаре группы и мини-цикл о войне — «Гражданская война: наступление» и «Гражданская война: отступление» с альбома «Герань» (2002). Вообще если повнимательнее присмотреться к творчеству «Отказа», то можно разглядеть отголоски войны в разных программах — это и «Вальс» с эпиграфом из песни «Тучи над городом встали» (альбом «И-и раз!..» 1992 года), и, может быть, даже древняя «Мы все обречены на пораженье» («Опера» 1986-го). И вот теперь война выходит на первый план — без пропаганды и натурализма, терзающая душу, страшная и непонятная.