ТОП-10. Лучшие альбомы русского рока 2022 года
В итоговой публикации вспомним главные альбомы русского рока 2022 года. Весной казалось, что жизнь окончательно остановилась и в музыке ничего происходить в обозримом будущем не будет. Однако в конечном итоге за год вышло более 50 полноформатных пластинок и наиболее важные из них я представлю в этом материале с короткими комментариями.
Кому интересно, из каких релизов делалась эта выборка, может пройти в раздел «Альбомы 2022 года». Там указано подавляющее большинство альбомов, попавших в поле моего зрения. Но именно представленные в этом списке я выделяю особо.
Традиционно отмечу, что этот список не стоит воспринимать как рейтинг. С сожалением вынужден констатировать, что новых имён в нём нет, потому что открытий в 2022 году не случилось. Практически все герои публикации, за исключением Екатерины Яшниковой, не сцене не один десяток лет.
Сергей Воронов – Делай своё дело
Один из самых интересных релизов 2022 года – альбом Сергея Воронова «Делай своё дело». Это сборник кавер-версий легенд отечественного рока, причём к записи вошедших в него песен Воронов привлёк многих коллег. В целом получилось неплохо, хотя слушать «Кибитку» «Алисы» с вокалом Дианы Арбениной было непросто.
Петр Мамонов – Незнайка
Летом на цифровых платформах появился последний альбом Петра Мамонова «Незнайка». Казалось бы, идея прочесть книгу Николая Носова под вводящую в транс музыку обречена на провал. Но «Совершенно новые Звуки Му» записали если не шедевр, то очень интересную работу. Альбом также вышел на виниловых пластинках и компакт-дисках.
Екатерина Яшникова – Подорожник
Второй год подряд я обращаю внимание на работы Екатерины Яшниковой. В прошлом году она выпустила неплохой альбом «Пуля», а в этом представила два релиза – «В этой пустоте» и «Подорожник». Последний мне понравился больше и показался созвучным времени.
Подорожниками все мы в детстве лечили раны. Об этом много лет назад нам напоминали ребята из «25/17» в своём альбоме «Русский подорожник». Группа «Дайте Танк (!)» на своём примере предлагала съесть подорожник, чтобы «достал до души». Вот и Екатерина в сложное время предложила не изобретать велосипед, а для лечения душевных травм прибегнуть к проверенному временем средству.
Аквариум – Дом Всех Святых
«Дом Всех Святых», выпущенный под маркой «Аквариума», бесспорно, важная работа, но пришедшаяся не ко времени. Выйди он год назад, реакция была бы другой. Однако в нём есть очень сильные песни, в первую очередь – «Махамайя».
«Дом Всех Святых» слабее трёх сольных работ БГ вместе взятых. Имею в виду «Соль», «Время N» и «Знак Огня». Они и по музыке интереснее были, и по текстам интереснее. В то же время он не провальный, просто слушать его станет комфортно чуть позже, когда всё наладится.
Бранимир – Добрые песни
«Добрые песни» – самый грустный альбом 2022 года. Он воспринимается как реквием по ушедшей жизни. В нём много воспоминаний Бранимира, которые созвучны и с моими воспоминаниями. В мрачных песнях Александра всегда был избыток настоящей жизни, а на фоне нависшей над нами катастрофы неизбежно обостряется тоска по временам, считавшимся хорошими. А ведь они всегда были непростыми.
Я очень рад за Бранимира, ведь в этом году его песня «Солнечный день» попала в «Чартову дюжину» и провисела в ней несколько недель. Можно как угодно относиться к «Нашему радио», но попадание в чарт и ротация на широкую аудиторию для музыканта очень важны. Так что поздравляю и надеюсь, что будут и ещё песни в чарте!
Алиса – Дудка
Второй альбом «Алисы», записанный с гитаристом Павлом Зелицким и ставший первым для Александра Пьянкова как гитариста коллектива. На первый взгляд, особенно на фоне развернувшейся СВО, «Дудка» кажется запоздалым приветом из ковидного времени. Все эти «коннектят с машиной», «в дар прими спасительный раствор добра» всего лишь конспирология. Но смотришь вокруг, слушаешь высокое начальство и невольно соглашаешься с Кинчевым.
Кстати, главной песней «Дудки» Константин Евгеньевич в одном из интервью назвал «Преображение». Есть в ней строчка: «В четверг растаяла страна». И вот что интересно, на четверг у нас выпадали революция 1917 года (25 октября по старому стилю), принятие декларации о прекращении существования СССР, дефолт 1998 года, начало первого затяжного локдауна в России и начало СВО. Такой вот интересный момент.
ДДТ – Творчество в пустоте. Часть 2
На фоне отмены концертов группа «ДДТ» выпустила очень хороший альбом. Как правило, пластинки команды Юрия Шевчука последних лет меня разочаровывали. Даже первая часть «Творчества в пустоте» в целом мне хоть и показалась неплохой, переслушивать её все же не тянуло и не тянет. Со второй частью другая история.
Альбом мне действительно понравился. Правда, через усилие. Пришлось вытерпеть громоздкую «Эволюцию» с её «марширующей спермой», но далее все оказалось очень даже ничего. «Ваши вещи мертвы», «Маленькая смерть», «Небо поле», «Пруст» – очень сильные отлично аранжированные песни. Но надо понимать и трезво смотреть на вещи. Время чартов для «ДДТ» прошло и всенародных хитов больше не будет. Но это тоже неплохо.
Калинов Мост – Холсты
Альбом «Холсты» стал дебютом сразу для двух музыкантов «Калинова Моста» – гитариста Дмитрия Плотникова и барабанщика Дмитрия Кричевского. Они действительно заметно обновили звучание коллектива. Если гитара Ковачева звучала чисто и тягуче, то гитара Плотникова легка и немного грязновата. Мне его манера игры напомнила игру Василия Смоленцева.
В целом альбом хороший, но в нём видна очередная трансформация мировоззрения Ревякина. «Вертаем советскую власть» – поёт Дмитрий Александрович, а ты слушаешь и дивишься: он ли написал «Сибирский марш», «Вольницу», «Азиатскую», «Вечное небо» и много чего ещё. Понятно, что мировоззрение подвижно, но вроде бы совсем недавно была «сладка за Октябрь расплата – в лысый череп якорь вбить», а тут уже «в борьбе с господами окрепнуть». Вперед на броневик!
Но к чёрту мировоззрение и идеологию. В альбоме есть очень интересные в плане аранжировки произведения. Например. «Угли» и заглавная «Холсты».
Кино – 12_22
То, что «Кино» рано или поздно выпустит старые песни в новых аранжировках было очевидно. И, тем не менее, когда мне сообщили о выходе альбома, я принял информацию за фейк. Оказалось, правда. Музыканты перезаписали шестнадцать композиций и включили в альбом ещё две концертные версии песен.
Что тут сказать? Результат получился очень достойным. Мало того, что песни получили новую жизнь, так они ещё и качают здорово! Главный сюрприз, конечно, «Сосны на морском берегу» в авторском прочтении. Тут, мне кажется, комментарии излишни.
Анимация – За кадром
«За кадром» – самый душевный альбом 2022 года. Для «Анимации» это – первая акустическая пластинка за более чем двадцатилетнюю историю. Многие вошедшие в неё песни ранее выходили на других альбомах, а здесь звучат камерно и непривычно. Однозначно один из лучших альбомов года.