Что готовит ДДТ – новый альбом или однообразные синглы?
Группа «ДДТ» готовит несколько студийных альбомов. По словам Юрия Шевчука, в работе у коллектива около тридцати композиций, некоторые из которых уже представлены аудитории в виде клипов или синглов. Еще несколько новых песен музыканты исполняли на концертах, так что кое-какое представление о грядущих релизах уже можно сложить. Вот и подумалось, что же ждать от новых альбомов легендарной команды?
На текущий момент группа «ДДТ» представила семь новых песен в студийном качестве: «Злой дядя», «Хор», «Пруст», «2020», «В постели», «Борщевик», «Тень на стене». Еще несколько композиций и получится полноценная пластинка. Например, в альбоме «Это все..» было восемь произведений, в «Актрисе Весне» – десять, в «Мире Номер Ноль» – тринадцать, из которых три инструментальные. И материал всех названных пластинок разнообразен, а сами они воспринимаются как завершенные.
Новые песни «ДДТ» я послушал одну за другой. Понятно, что получилась концепция слушателя, а не автора, но в целом – как их не расставляй по плей-листу, общая картина не меняется. Каждая из композиций по-своему интересна, но в альбом они не складываются. Песни хорошо воспринимаются как синглы, но как единое целое не звучат.
Новые песни Юрия Юлиановича мне видятся однообразными. Возникает ощущение, что потенциал музыкантов не используется полностью или же он, к сожалению, исчерпан. Вот в клипе «Тень на стене» отличная метафора с граблями получилась – на те же грабли последнее десятилетие наступал Константин Кинчев, пока не заменил подуставшего гитариста Игоря Романова на молодого и дерзкого Павла Зелицкого. Но без грабель, видать, не обойтись.
Когда в «ДДТ» пришел гитарист Павел Додонов, я лично подумал, что в музыке что-то изменится к лучшему. Это логично – появляется новый человек со своими идеями, ждешь каких-то изменений. Но вот выходит один сингл, второй, третий и понимаешь, что все продолжает идти по накатанной. В группе два гитариста, а гитары в аранжировках где-то на заднем плане.
Да, Пугачева в инстаграме похвалила песню «2020», да, комментарии в сообществах «ДДТ» в социальных сетях восторженные. Это, конечно, усыпляет. Но зачем идти по пути упрощения? Последний альбом с разнообразным материалом, «Пропавший без вести», вышел аж в 2005 году! Эксперименты хорошо воспринимались в «Иначе», но дальше-то музыку тащит всё та же запряженная более 10 лет назад кобыла.
У творческих людей есть две взятые на вооружение отговорки: «я художник, я так вижу» и «мое творчество отражает время». Не хочется сюда же добавлять логично напрашивающееся, но не произносимое вслух «пипл хавает». На отражение времени новые песни «ДДТ» претендуют лишь отчасти. В них много стереотипов, присутствует свойственное возрасту автора и целевой аудитории брюзжание. Общий настрой мрачен, хотя не так давно Юрий Юлианович пел: «на так уж плохо все, не так уж скверно».
Из новых песен «ДДТ» сочится какая-то мрачная беспросветность. «Мир изменился, он стал другим» – поет Юрий Шевчук в «2020». Но если мир меняется, надо ему соответствовать – тоже меняться. Это касается и музыки, быть может, даже в первую очередь. В 90-х у «ДДТ» не было одинаковых альбомов, они все отличались друг от друга. Пластинки группы с тем же названием нового времени – практически неотличимы друг от друга.
Если у «ДДТ» все тридцать песен в том же ключе, что и семь представленных, логичнее их выпустить синглами, растянув выход года на два. Слушатели сами отфильтруют то, что нужно именно им, составят свои плей-листы. Возможно, в мире, где музыку слушают на стриминге, такой подход будет самым правильным. Похоже, что закончившееся время альбомного восприятия музыки отразилось и на тех, кто её делает.