Лунный Пьеро. “Иллюзион”
Альбом, о котором сегодня пойдёт речь, должен заинтересовать тех, кто помнит московскую андерграундную рок-сцену конца 80-х годов. Под термином «андерграунд» в данном случае я подразумеваю не подпольщиков, поражавших публику остро-социальными текстами, а тех, кто делал нетипичную для времени музыку. Одним из таких коллективов был возглавляемый Артуром Мунтаниолом «Лунный Пьеро». Осенью 2015 года группа выпустила альбом «Иллюзион» – первую за двадцать три года полноформатную пластинку.
По большому счёту, эта работа должна была появиться ещё в начале 90-х годов. Большинство составивших её песен музыканты исполняли на концертах в конце 80-х годов, однако записать их в студии тогда не получилось. С распадом СССР ситуация в России круто менялась, народ хотел другой музыки. Эксперименты «Лунного Пьеро» тогда пришлись не ко двору, издателей не интересовал подобный материал. Опуская подробности отмечу, что в конечном итоге Артур эмигрировал в Германию, а потом в США, где и живёт по сей день.
Сегодняшний «Лунный Пьеро» – это виртуальный проект двух музыкантов оригинального состава группы: Артура Мунтаниола и Валентина Трофимова. Последний проживает во Франции, что делает невозможным живые выступления, но не исключает студийной работы. Музыканты записывали пластинку в режиме онлайн, благо, современные технологии позволяют это делать. После Артур свёл материал, разработал оформление и представил альбом публике.
Мне кажется, музыканты нарочно отказались от современного модного саунда, предпочтя звучание 90-х годов. Учитывая то, что Артур постоянно занимается сольными проектами, добиться идеального звука для него не было бы проблемой. «Иллюзион» – это некая машина времени, которая переносит слушателя в Москву конца советской эпохи и начала чего-то нового, тогда ещё непонятного. Оттуда и «Гроза над Кремлём», и «Крепостная улица», и «Железнодорожная песня» – своеобразные отпечатки времени.
С ними контрастируют две инструментальные композиции – «Токката», в которой вопреки ожиданиям солирует не фортепиано, а гитара и «Элегия». Второй инструментал – это философская баллада, где тон задают клавиши, изящно подчёркнутые нойзовыми гитарами. Быть может, именно они и являются лучшими на этой пластинке, ведь здесь ничто не отвлекает от музыки, ради создания которой когда-то давно и собиралась группа.
Главный недостаток «Иллюзиона» – это электронные барабаны. Они не дают драйва там, где он интуитивно должен быть. На пластинке много роковых композиций, где живые барабаны были бы уместнее. Компьютер механически отстукивает заданный ритм, цокая глухими тарелочками, немного смазывая впечатление от музыки. Впрочем, этому есть логическое объяснение – барабанщик «Лунного Пьеро» Стас Канарейкин скончался в 1993 году и то, что Артур не стал подыскивать ему замену, говорит об уважении к его памяти.
В целом «Иллюзион» оставляет приятное впечатление. Он будет интересен как тем, кто ностальгирует по тому времени, так и просто интересующимся неформатной музыкой. Музыканты говорят, что записали альбом в стиле прогрессивный рок с элементами симфонической музыки, авангарда, фолка, прогрессивного панк-рока и сатирического джаза, и если вам интересно узнать, что это такое – «Иллюзион» ждёт вас.