Алиса. “Цирк”
Альбом «Алисы» «Цирк» был, пожалуй, самым ожидаемым релизом года. И в данном случае это не громкие дежурные слова, с помощью которых обычно пытаются придать значимость какой-либо работе того или иного коллектива. Эту пластинку действительно ждали, а интерес к ней подогревался практически полным отсутствием информации. Вышла она без уже ставших привычными автограф-сессий Константина Кинчева и, как и следовало ожидать, вызвала противоречивую реакцию поклонников: от бурного восторга до полного неприятия. С момента выхода альбома прошло уже больше месяца, эмоции улеглись и настал момент, когда можно трезво оценить эту работу.
Что такое цирк в трактовке «Алисы»? В данном случае – это арена действий. Мир, в котором мы с вами живём, вне зависимости от географической принадлежности. Со свойственными ему достоинствами и недостатками. Причём последним Константин Кинчев уделяет в новой работе намного больше внимания. Цирк этот разный: то это правящее шапито, в котором узнаются «умные кабинеты», практически всегда коррумпированные, то это сверкающая огнями площадка, на которой «в бешеном угаре по профилям сцен мечется дурак». Над всем этим раскинулся синий шатёр, который будет отворён лишь избранным. Позиция автора понятна и изложена предельно ясно.
Музыкальная форма, в которой подан «Цирк», привычна и, кажется, сюрпризов не приподносит. Но только на первый взгляд. Действительно, каких-либо колоссальных перемен в звучании группы нет, саунд тот же, что был на предыдущих трёх альбомах. Однако, это не следует воспринимать, как отсутствие идей. Группа нашла свой фирменный звук и существовать в нём ей комфортно. Скептики возразят, что, мол, раньше в каждом альбоме было что-то принципиально новое, а тут уже сколько лет одни и те же жужжащие гитары и пищащие синтезаторы, но так ли это на самом деле? Неужели в аранжировках и звуке нет места экспериментам?
На мой взгляд, сюрпризов в альбоме хватает. Давно ли вы слышали акустические вальсы в исполнении «Алисы», коим является песня «Цирк»? Можете ли вспомнить случаи, чтобы в произведениях Константина Кинчева пел детский хор? Бек-вокалы были, певчие церквей православных дважды принимали участие в записи пластинок «Алисы», группа «Корпус 2» тоже пела хором на «Блокаде», но детские хоры к работе над альбомами до сих пор не привлекались. Зато какой эффект! Как будто хор ангелов запел в беспросветной тьме последних дней. Мало? Можно пройтись по мелочам, только стоит ли?
К сюрпризам можно отнести и включение в «Цирк» песен «Шанс» и «Такие дела, хозяин». Официального издания первой ждали с 1995 года, а о второй, кажется, вообще уже позабыли. Как оказалось, зря. Удивительно, что написанная в середине 80-х песня пришлась ко двору только сейчас. Признаюсь, что мне она раньше виделась наивной и несколько кривобокой. Теперь нет. Мало того, что это зеркальное отражение сегодняшнего дня, так ещё и аранжировка сделана превосходная – духовая секция отлично украсила песню. «Шанс» поначалу прозвучал непривычно, насторожило отсутствие привычного вступления, но после многократного прослушивания песни признаю, что окончательный вариант аранжировки очень даже неплох.
Порадовало то, что Константин Евгеньевич сумел избавиться от уже прижившихся штампов, как, например, двойной вокал, то самое «пение вразнобой», впервые опробованное в песне «Страх» с альбома «Ъ» и позже повторённое в «Войне» с «20/12» и «Червях» с «Саботажа». Приятно было слышать вразумительный бек-вокал в «Охоте», «Засаде», «Музыке». Даже переосмысленная версия давней песни группы Motorhead, в альбоме «Алисы» названная «Прыг-Скок», звучит свежо и оригинально, как, впрочем, и другие известные заимствования и переосмысления, входившие в ранние альбомы этого культового коллектива.
Вот что не понравилось, так это неразбериха с выпуском альбома. Официальный релиз пластинки был назначен на 19 сентября, а в свободной продаже диск появился только в середине октября. Странно, что альбом не был представлен ни в iTunes, ни в GooglePlay, ни где-нибудь ещё до тех пор, пока сердобольные алисаманы не слили запись в Сеть в обход официальных каналов. Также впредь издателю следовало бы воздержаться от представления альбомов на сайте «Нашего радио», предварительно кастрировав все песни. Интерес к пластинке такие акции, конечно, подогревают, но вреда от них больше, чем пользы.
Издатель: СМ-Финанс, 2014