Пикник. “Чужестранец”
«Быть всегда и всюду чужестранцем» – поёт Эдмунд Шклярский в песне, давшей название новому студийному альбому группы «Пикник» «Чужестранец». И эта фраза, пожалуй, как нельзя лучше характеризует весь творческий путь автора и ведомого им коллектива. «Пикник» всегда стоял особняком в русской музыке и даже народные песни, представленные несколько лет назад на пластинке «Три Судьбы» в исполнении этого коллектива приобрели какое-то новоазиатское звучание.
Стиль «Пикника» остался неизменным и в «Чужестранце». Да и вряд ли кто-то ожидал услышать что-то принципиально новое. «Пикник» регулярно обновляет сценическое шоу, дополняя его свежими эффектами и вводя в действие новых персонажей, при этом саунд коллектива на протяжении десятилетий остаётся неизменным. Если что-то вдруг и меняется, то делается это предельно осторожно и на слух едва ощутимо. Если перемены и видны, то только в общем настроении работ.
«Чужестранец» на первый взгляд кажется традиционной для «Пикника» работой. Звук вроде бы тот же самый, привычный. Вокал и подача тоже остались неизменными. И всё-таки что-то стало по-другому. Пластинка начинается с мощного боевика «Кем бы ты ни был» и взятый с первых секунд бодрый темп коллектив удерживает чуть ли не до финального аккорда пластинки. В этом и есть принципиальное отличие «Чужестранца» от студийных работ «Пикника» последних лет.
Альбом получился не только боевым, что для творчества «Пикника» не так уж и типично, но и необычайно хитовым. Думаю, что только «Письмо (неотправленное)» и «Песня эмигранта» не будут подхвачены хором поклонников на концертах, поскольку больше подходят для домашнего прослушивания в полном уединении. Остальные же песни вполне могут претендовать на массовость в хорошем смысле этого слова.
В песнях с «Чужестранца» преобладает лирическое настроение. Хотя и в этой лирике можно углядеть присущие многим коллегам-ровесникам Эдмунда Шклярского невесёлые думы о будущем («А Луна отразится в пруду серебристой утопленницей. Я иду, как по тонкому льду, не зная, где путь окончится»). Конечно, строки эти можно посчитать вырванными из контекста, однако можно ли изменить общий тон лирики?
Но есть в «Чужестранце» и жизнеутверждающие песни. Собственно, с них и начинается пластинка. Хотя, всё же несколько странно, что автор берётся успокаивать то ли себя, то ли воображаемого собеседника, обращаясь к нему, как к заведомому неудачнику («И всё равно ведь где-то в вышине и для тебя горит звезда одна», или «Ничего, что жизнь твоя напрасна. Ничего, что твой не долог век»). По всей логике, кризис среднего возраста Эдмунд Мечиславович должен бы был уже пережить. Или же это он просто делится собственным опытом?
Подводя итог всему сказанному отмечу, что «Пикник» меня в этот раз приятно удивил. «Чужестранец» получился добротной работой, хотя обилие очевидных хитов кто-то может посчитать и недостатком работы, поскольку благодаря им слетает налёт некой элитарности пластинки. На самом деле в этом нет ничего плохого и то, что чисто гипотетически альбом может понравится широкой аудитории, это только плюс.
Издатель: Вектор, 2014