Атморави. “Проза”
Альбом независимого музыканта Атморави «Проза» вышел ещё в прошлом году, если быть точнее – в мае. Но всё как-то не складывалось написать о нём. То одно, то другое – в итоге на ознакомление с этой работой, которая, к слову, заслуживает внимания тех, кто испытывает дефицит новой музыки, ушёл почти год. Но лучше поздно, чем никогда, к тому же и сам альбом создавался автором в течение пяти лет, то есть – не быстро.
Выставлять какие-то оценки «Прозе» после внимательного её прослушивания представляется затеей глупой и бесполезной. Хотя бы потому, что в лучшей, на мой взгляд, песне с этого альбома («Немного непросто») Атморави однозначно дал понять, что именно он ожидает от критиков и слушателей, а именно – не оценок, жалости и любви, а «фокусировки взгляда» на том, как «мы торгуем собой». Ну да с этим вопросом каждый разберётся сам, я же просто поделюсь впечатлениями от услышанного.
Альбом «Проза» не идеален. Что-то в нём получилось более, что-то менее удачно. Например, в произведении «Между строчек» музыкант призывает ничего не бояться, ничего не страшиться, но делает это как-то уж слишком неуверенно. Песня насквозь пропитана чувством безысходности и отсутствием веры в успех – настолько велик диссонанс между тематикой и подачей. Ощущение это усиливается пронзительным соло на виолончели, которое, надо признать, служит украшением этой песни. Но от фразы: «Отступать нам нельзя», сквозящей меланхолией, хочется не бороться, а выть от безысходности. Сплошная беспросветность.
Использование протяжного бек-вокала тоже не всегда кажется оправданным, хотя именно этот, по определению самого Атморави – «вой», в некоторой степени служит его фирменной фишкой. Местами он создаёт ненужное напряжение, как, например, в песне «Лампада», текст которой сам по себе полон эмоций и мог бы быть исполнен в более спокойной манере. Странной кажется позиция автора по отношению к окружающей действительности, высказанная им в песне «Известь» – «но какое мне дело, я-то уже осознал – это чуждая мне система». Странная в том смысле, что осознавая всю «чуждость» он продолжает есть «здравому смыслу назло сухую известь, толчёное стекло», когда никто этого, собственно, не заставляет делать. Но с другой стороны, кто из нас не занимался тем же самым?
Интересно прозвучали в «Прозе» аллюзии на классиков русского рока: «Ты всё ещё ездишь в метро, так не рано ли сеять добро?» в композиции «Сеять добро» и «Мне нужен воздух. Воздух» в «Дамках», отсылающие слушателя к Макаревичу и Кинчеву. Здорово выстроена песня «Друг друга». Трек «Буйки», на мой взгляд, вполне себе такой радийный хит: всё здесь, как надо – запоминающийся припев, бодрая мелодия, приятный вокал. Но при нынешних тенденциях услышать такое в эфире не представляется возможным. Да и вообще, то, что делает Атморави – неформатно, нестандартно и, по большому счёту, абсолютно не фоново, а музыку сегодня, к сожалению, слушают на ходу, в одно ухо.
«Проза» – это очень хорошая работа, даже при наличии тех недочётов, которые я назвал выше. Хотелось бы, чтобы Атморави на ней на остановился, а несмотря на все имеющиеся сложности, без которых, к сожалению, не обходится жизнь независимых музыкантов, продолжал двигаться дальше. Появление этой пластинки, которую многие уже и не ждали (предыдущий альбом «Романтика» был записан в 2006 году), показало, что музыкант взял новую вершину и справился с этим отлично. Значит, сможет и ещё удивить и обрадовать своих слушателей.
Издатель: авторское издание, 2013